Про любовь и брак
Мужское и женское сознание.
Мужское и женское сознание. Различия психической жизни полов.

Прежде чем приступить к рассмотрению основного различия психической жизни полов, поскольку содержание ее представляют явления внешнего и внутреннего мира, необходимо предпринять известные психологические изыскания и установить некоторые понятия. В виду того что взгляды и принципы господствующей психологии развились без всякого отношения к нашей специальной теме, то нужно было бы удивляться, если бы ее теории можно было бы применить без дальнейших рассуждений к нашей области. К тому же в наше время не существует одной психологии, есть много психологий. Присоединение к какой-нибудь определенной школе для исследования, только на основании ее научных положений, всей избранной нами темы, было бы в большей степени произволом, чем принятый мною метод, который, присоединяясь ко всем современным результатам, стремится обосновать явления, поскольку это необходимо, вполне самостоятельно.

Стремление к объединенному рассмотрению всей душевной жизни, сведение ее к одному определенному основному процессу проявилось в эмпирической психологии прежде всего в отношении, принятом отдельными исследователями, между ощущениями, и чувствами. Гербарт выводил чувства из представлений. Горвич, напротив, предполагал, что ощущения развиваются из чувств. Современные выдающиеся психологи указали на полную безнадежность таких попыток. А все же в основе их лежит истина.

Чтобы найти ее, не следует упускать одного, по-видимому, вполне ясного отличия, совершенно обойденного каким-то странным образом современной психологией. Первое явление какого-нибудь ощущения, мысли, чувства следует отличать от их повторений, при которых можно уже проследить процесс запоминания. Для целого ряда проблем это различие имеет, как кажется, важное значение, хотя оно и не соблюдается современной психологией.

Всякому отчетливому, ясному, пластическому ощущению точно так же, как каждой резко разграниченной мысли, прежде чем она впервые будет выражена в словах, предшествует, правда, чрезвычайно короткая стадия неясности. Точно так же всякой еще необычной ассоциации предшествует более или менее краткий момент времени, когда намечается только неопределенное чувство, направленное к предмету ассоциации, общее предчувствие ассоциации, ощущение принадлежности ее к чему то другому. Родственные явления, наверное, особенно занимали Лейбница. Они-то и дали возможность (хуже или лучше описанные) к составлению упомянутых теорий Герберта и Горвица.

Так как в качестве основных форм чувствований рассматривают обычно лишь удовольствие и неудовольствие, а вместе с Вундтом еще освобождение и напряжение, успокоение и возбуждение, то деление психических феноменов на ощущения и чувства для явлений, предшествующих стадии ясности, как это будет вскоре подробно указано, слишком узко, а потому и неприменимо для их описания. Поэтому я хочу для резкого разграничения воспользоваться здесь, насколько можно самой общей классификацией. Это классификация Авенариуса на "элементы" и "характеры" ("характер "здесь не имеет ничего общего с объектом характерологии).

Распространению своих теорий Авенариус помешал не одной только, как известно, совершенно новой терминологией (она содержит в себе много преимуществ, а для известных явлений, впервые им замеченных и названных, она едва ли заменима), больше всего препятствует принятию некоторых его выводов, его несчастное стремление вывести психологию из физиологической системы мозга, тогда как сам он постиг ее только на основании психологических факторов внутреннего опыта (посредством чисто внешнего присоединения общих биологических положений о равновесии между питанием и работой). Вторая психологическая часть его "критики чистого опыта" послужила ему самому базисом для постройки гипотез первой физиологической части. В изложении это взаимоотношение обеих частей перевернулось, и первая часть напоминает читателю скорее описание путешествия по Атлантиде. В виду этой трудности, я вкратце поясню сейчас смысл указанного деления Авенариуса, оказавшегося крайне пригодным для моих целей.

"Элементом" Авенариус называет то, что в школьной психологии называется "ощущением" (как при "восприятии", так и при "воспроизведении" (репродукции), у Шопенгауэра оно называется "представлением", а у англичан или "impression", или "idea", а в обыденной жизни оно называется: "вещью, предметом", причем совершенно безразлично, (у Авенариуса) происходит ли при этом внешнее раздражение органов чувства, или нет, что весьма важно и ново. При этом, как для его, так и для наших целей, представляется совершенно посторонним вопрос, где собственно нужно остановиться в так называемом анализе: наблюдать ли, как "ощущение", или только как один лист, отдельный стебель, или же (на чем особенно останавливаются) только краску, величину, твердость, запах, температуру считать действительно "простыми". Ведь можно было бы на этом пути пойти еще дальше и говорить, что зелень листа представляет уже комплекс, результат его качества, интенсивности, яркости, насыщенности и протяжения, и что только эти последние нужно считать элементами. Нечто подобное происходит и с атомами: уже раньше они должны были уступить место "амерам", а теперь "электронам". Итак, если "зеленый", "голубой", "холодный", "теплый" "твердый", "мягкий" "сладкий", "кислый" являются элементами, то характером по Авенариусу будет всякого рода "окраска", "тон чувствования", с которым эти элементы выступают. И не только "приятный", "прекрасный", "благодетельный" и их противоположности признал Авенариус психологически принадлежащими сюда же, но и такие понятия, как "странный", "надежный", "жуткий", "постоянный","иной" "верный", "известный", "действительный","сомнительный" и т. д. и т. д. Все, что я, например, предполагал, во что верю, знаю, составляет элемент, а то что я только предполагал, но не верю, не знаю психологически (не логически) -является "характером", в котором заключен "элемент".

Но в душевной жизни есть стадия, в которой такое общее деление психических феноменов не только не правильно, но и преждевременно. Именно, все "элементы" являются в начале, как бы на расплывчатом фоне, как "rudis indigestaque moles", тогда как в то же самое время характеристика (приблизительно, стало быть, чувственная окраска) обхватывает все целое. Это подобно процессу, являющемуся перед нами, когда мы приближаемся издали к какому-нибудь предмету, кусту или куче дров: первоначальное впечатление, тот первый момент, когда мы еще не можем различить, какой это в сущности предмет, момент первой неясности и неуверенности. Вот это то именно я и прощу ясно представить себе для понимания дальнейшего изложения.

В это мгновение "элементы" и "характер" абсолютно неразличимы (неотделимы они постоянно, на основании вполне правильно защищаемого Петцольдом видоизменения исследований Авенариуса). В густой толпе людей я замечаю, например, лицо, черты которого тотчас же исчезают у меня, благодаря непрестанно двигающимся массам народа. У меня нет ни малейшего представления о том, как выглядит это лицо. Я был бы не в состоянии описать его или дать хотя его незначительные признаки. И все-таки оно привело меня в сильное возбуждение: я спрашиваю с боязливым, жадным беспокойством, где я видел это лицо раньше?

Если человек увидит "на мгновенье" женскую голову, и она произведет на него сильное чувственное впечатление, то очень часто он не может объяснить себе, что собственно он видел. Бывает даже, что он не в состоянии точно припомнить цвета ее волос. Необходимым условием всегда является то, чтобы сетчатая оболочка, выражаясь вполне фотографически, была достаточно короткое время, не дольше известной части секунды, экспонирована.

Когда приближаются издали к какому-нибудь предмету, то различают первоначально лишь очень неясные очертания, при чем испытывают достаточно сильные ощущения, которые стушевываются по мере того, как приближаются к предмету и лучше воспринимают подробности. (Нужно заметить, что здесь не идет речь о "чувствах ожидания"). Пусть вспомнят, например, о первом впечатлении, полученном от вытянутой из швов человеческой клиновидной кости, или впечатлении от некоторых рисунков и картин, наблюдаемых на полметра ближе или дальше правильного расстояния. Я вспоминаю впечатление, произведенное на меня пассажами из одного бетховенского сочинения для рояля, состоявшими из 1/32-х, и вспоминаю впечатление от страниц ученого исследования, заполненных всецело тройными интегралами, пока я еще не знал нот и понятия не имел об интегрировании. Это и есть то, что просмотрели Авенариус и Петцольд: всякое выявление элементов сопровождается известным обособлением характеристики (чувственной окраски).

Некоторые твердо установленные экспериментальной психологией факты можно сопоставить с этими выводами самонаблюдения. Пусть попробуют в темной комнате моментально подействовать цветным световым раздражением на привыкший к темноте глаз, и наблюдатель получит просто впечатление света, не будучи в состоянии ближе определить цветового качества. Получится впечатление "чего-то", не имеющее более точного определения, "впечатление света вообще". Точное указание цветового качества нелегко сделать и при большей продолжительности раздражения (конечно, до известной величины).

Точно также всякому научному открытию, технологическому изобретению или художественному созданию, предшествует родственная стадия темноты, подобно той, откуда Заратустра вызывает свое учение о вечном возвращении (Wiederkimft). "Встань бездонная мысль из глубины моей! Я твой петух, твой предрассветный туман, заспавшийся червь: встань, встань! мой голос должен тебя разбудить! "Весь этот процесс в своем поступательном движении, от полной запутанности до сияющей ясности, подобен ряду воспринимаемых нами пассивно картин, когда с какой-нибудь пластической группы или рельефа снимают одно за другим обвивавшие его влажные покрывала. При открытии памятника зритель переживает нечто подобное. Точно также, если я вспоминаю, например, услышанную однажды мелодию, процесс этот в точности повторяется, хотя часто настолько быстро, что его трудно уловить, Каждой новой мысли предшествует такая, как я ее называю, стадия "предмыслия", когда выплывают и рассыпаются геометрические фигуры, кажущиеся фантазмы и туманные образы, когда появляются "колеблющиеся формы", окутанные мраком картины, таинственно манящие маски.Начало и конец всего этого хода мыслей, которые я кратко называю процессом "просветления", относятся между собой так как два впечатления, полученные очень близоруким субъектом от находящегося вдали предмета, одно - в очках, другое - без очков.

И как в жизни отдельного индивидуума (который, может быть, умрет прежде, чем закончит весь процесс), точно так же и в истории исследований "предчувствия" всегда предшествуют ясному познанию. Это тот же процесс просветления, распределенный на целые поколения. Пусть вспомнят, например, о бесчисленных предвосхищениях у греков и в более новое время теории Ламарка и Дарвина, за которые "предвозвестники" их чрезмерно восхваляются, о предшественниках Роберта Манера и Гельмгольца, о тех случаях, когда Гете и Леонардо да Винчи, правда, может быть, разносторонние люди, предвосхитили позднейший прогресс науки и т. д., и т. д. О таких именно предварительных стадиях идет обычно речь, когда открывают, что та или иная мысль не нова, что ее можно найти у того или другого мыслителя, поэта и пр. Подобный же процесс развития наблюдается так же при всех художественных стилях в живописи и музыке: от неуверенного прикосновения, осторожных колебаний до полной победы. Умственный прогресс человечества в науке основывается так жена лучшем и лучшем описании и познании одних и тех же явлений. Это процесс просветления, распространенный на всю человеческую историю. То что мы замечаем нового, то в сравнении с этим процессом мало достойно внимания.

Сколько степеней выяснения и дифференцированности пройдет содержание известного представления, вплоть до полной и отчетливой, не задернутой никаким туманом мысли, может наблюдать всякий, кто старается усвоить новый трудный предмет, например, теорию эллиптических функций. Как много степеней понимания нужно пройти (особенно в математике и механике), пока все не предстанет в полном порядке, в совершенной системе, ненарушенной и стройной гармонии частей к целому! Эти степени соответствуют отдельным этапам на пути просветления.

Процесс просветления может протекать также и в обратном порядке: от полной ясности до полной неопределенности. Это обратное движение - ничто иное, как процесс забывания. Обычно он растягивается на довольно значительное время, и лишь случайно можно заметить отдельные точки на его пути. Даже прекрасно сооруженные улицы тотчас разрушаются, если не заботятся о их "восстановлении", и подобно тому, как из юношеского "предмыслия" развивается интенсивная блещущая "мысль", так и от нее происходит переход к старческому "послемыслию"; как брошенная лесная дорога зарастает справа и слева травой и кустарником, так стирается день за днем и ясный отпечаток мысли о каком-нибудь явлении, уже не служащим для нас предметом мышления. Один из моих друзей открыл отсюда и обосновал самонаблюдением следующее практическое правило: кто хочет что-нибудь изучить, будь то музыкальный отрывок или отдел из истории философии тот не должен посвящать себя усвоению этой работы без перерывов. Ему нужно будет повторять отдельные части данного материала по несколько раз. Вопрос в том, как велики должны быть перерывы для более целесообразного усвоения? Выяснилось - и это должно иметь общее значение, что повторение следует возобновить, когда не окончательно еще иссяк интерес к работе, когда наполовину владеют еще своим сознательным мышлением. А когда предмет уже достаточно исчез из памяти, так что он не интересует нас, не возбуждает ни любопытства, ни любознательности, тогда результаты первого усвоения стираются, и вторичное изучение их не усиливает: здесь приходится сделать вновь значительную долю работы просветления.

Весьма возможно, что в смысле учения Зигмунда Экснера о "проникновении", вполне соответствущему весьма популярному взгляду о совершенно параллельном этому процессу просветления, следует принять, что нервные сосуды должны быть чувствительны в своих фибрах, если дело коснется раздражения посредством аффекта (безразлично от того, будет ли последний существовать долю или часто повторяться). Весьма понятно и то, что в случае заболевания результат этого "проникновения" будет совершенно обратным. На этом-то основании морфологические элементы строения, происшедшие благодаря вышесказанному, атрофируются в отдельных клетках из-за недостаточного их применения. Авенариус в своей теории принимает для объяснения всех этих родственных явлений различия между "отделкой" и "расчленением" в процессах мозга (в независимых уклонениях от системы С). Той же теорией объясняются очень просто и дословно свойства влияния зависимого (психического) ряда явлений на независимый (физический), т.е. его способность влиять на вопрос психофизического сопоставления. Поэтому и выражения "отделанный" и "расчлененный" употребляются для описания степени разницы отдельных психических данных, в которых они и употребляются для этой цели. Необходимо проследить процесс "просветления" во всем его течении для того, чтобы изучить объем и внутреннее содержание нового понятия. Однако для последующего важна лишь первоначальная стадия, исходный пункт "просветления". В том внутреннем содержании, через которое проходит процесс просветления, т.е., так сказать, в первый момент его проявления, еще не ощущается разница, по Авенариусу "элемента" от "характера".

Однако всякий, принимающий подобное деление для всех явлений развивающейся психики, обязательно должен ввести новое название для выражения внутреннего содержаний той стадии, где такая двойственность еще не различается. И вот мы, не считаясь со всеми требованиями, выходящими из рамок этой работы, предлагаем здесь слово "генида" для выражения физических данных в первобытно-детском состоянии (от греч. слова hen, так как восприятие и чувство не позволяют ощутить в себе двойственности, в виде двух аналитических моментов абстракции).

Необходимо рассматривать абсолютную гениду в качестве ограничивающего понятия. Конечно, при этом невозможно точно и быстро решить, сколько раз настоящие психические переживания достигают в взрослом человеке степени индифферентности. Впрочем, теория сама по себе и не касается этого. Вообще можно назвать именем "гениды" то весьма различное у различных людей, что происходит при разговоре. Конечно, тут имеется в виду нечто совершенно определенное. Например, если кто-нибудь замечает что-либо и это "что-либо" испарилось так, что его невозможно восстановить. Однако позднее нечто из утраченного может быть восстановлено на основании ассоциации идей. И вот из этого возобновленного, как оказывается, можно узнать, что представляла из утраченного то, чего раньше никак не удавалось уловить. Очевидно мы тогда получим понятие, имеющее то же самое содержание, но только в другой форме, на другой стадии развития. Подобное прояснение не только производится в течение всей индивидуальной жизни по этому направлению, но и должно быть сызнова испытано для каждого внутреннего содержания.

Предполагаю, что кто-либо вдруг потребует более точного описания того, что я собственно понимаю под словом генида. Как выглядит такая генида? Это было бы полнейшим абсурдом. В самом понятии гениды заключается представление о том, что она представляет собой туманную единицу, которую невозможно описать точнее. Однако, если при этом несомненно, что позднее следует полное отождествление гениды с самым расчлененным внутренним содержанием, то столь же несомненно, что сама генида еще не вполне совпадает с ним, чем-то от нее отличается, - меньшей степенью сознания, недостатком рельефности и главным образом отсутствием "фиксационной точки" в "зрительном поле".

Невозможно также рассматривать и описывать отдельные гениды можно только лишь знать об их существовании. Остается принять принципиально, что в гениде существуют такие же мысли и жизнь, как в элементах и характерах: каждая генида при этом представляет из себя индивидуум и совершенно различна одна от другой.

По данным, которые будут приведены позднее, можно заключить, что переживания раннего детства (это можно принять для первых 14 месяцев жизни каждого человека) - суть гениды, если не принимать таковые в их абсолютном значении. По крайней мере психические события раннего детства никогда не отходят далеко от стадии гениды; у взрослых же развитие внутренней жизни уже переросло эту ступень. От сюда видно, что в состоянии гениды проходит форма сознательной жизни низших организмов и, может быть, очень многих растений и животных. У взрослого человека происходит уже дальнейшее развитие из гениды, благодаря вполне отчетливому, пластическому впечатлению, и том случае, если оно представляет для него никогда недостижимый идеал. У абсолютной гениды язык еще не сформирован, ибо расчленение речи вытекает из расчленения мысли, но и на самой высокой из доступных человеку ступеней интеллекта остается много неясного, а потому и невыразимого.

Вообще вся теория гениды помогает сгладить борьбу между впечатлением и чувством в их споре о старшинстве и сделать попытку поставить на место понятий "элемент" и "характер", выхваченных из теории просветления, описание самого содержания этой теории, опираясь при этом на тот основной факт наблюдения, что только с выделением "элементов" последние становятся отличными от "характеров".

Теперь понятно, почему человек ночью более, чем днем, склонен к "настроениям" и "сентиментальностям" - ибо ночью все вещи лишены тех резких очертаний, какие они имеют днем.

В каком же направлении нужно вести все это исследование с психологией полов? Повторяем, что мы тут находим разницу между М и Ж в отношении различных стадий просветления, так как, откровенно говоря, наше пространное сочинение и клонится к подобной цели. Но в чем же заключается эта разница?

Нужно ответить на это следующим образом: мужчина обладает одинаковым с женщиной психическим содержанием, но только в более расчлененной форме. Там, где женщина более или менее мыслит генидами, она имеет ясные, отчетливые представления, к которым присоединяются ясно выраженные и всегда отдельные от , вещей чувства. У Ж мысли и чувства бывают одинаковы. У М они раз- личны. Когда у Ж переживания находятся еще в состоянии гениды, то y М давно уже наступило просветление. (Конечно, тут нельзя думать ни об абсолютных генидах у женщины, ни об абсолютном просветлении у мужчины), Вот почему женщина сентиментальна, и вот почему ее можно только тронуть, но не потрясти.

Лучшая отделка психических данных у мужчины соответствует также большей строгости в его строении тела и в чертах его лица. Совершенно обратно этому, малая отделка психических данных у женщины соответствует нежности, округленности и неясности в женской фигуре и физиономии. Говоря далее, с этим представлением вполне согласуются выводы из измерения различных степеней чувствительности полов, которые, вопреки ходячему мнению, показали, что чувствительность мужчины тоньше, даже если брать при этом средние числа. Эта разница выкупает еще в более обширных размерах при точном наблюдении над типами. Единственным тут исключением является чувство осязания. Осязательная чувствительность женщины вообще тоньше, чем у мужчин греч. слова hen, так как восприятие и чувство не позволяют ощутить в себе двойственности, в виде двух аналитических моментов абстракции).

Необходимо рассматривать абсолютную гениду в качестве ограничивающего понятия. Конечно, при этом невозможно точно и быстро решить, сколько раз настоящие психические переживания достигают в взрослом человеке степени индифферентности. Впрочем, теория сама по себе и не касается этого. Вообще можно назвать именем "гениды" то весьма различное у различных людей, что происходит при разговоре. Конечно, тут имеется в виду нечто совершенно определенное. Например, если кто-нибудь замечает что-либо и это "что-либо" испарилось так, что его невозможно восстановить. Однако позднее нечто из утраченного может быть восстановлено на основании ассоциации идей. И вот из этого возобновленного, как оказывается, можно узнать, что представляла из утраченного то, чего раньше никак не удавалось уловить. Очевидно мы тогда получим понятие, имеющее то же самое содержание, но только в другой форме, на другой стадии развития. Подобное прояснение не только производится в течение всей индивидуальной жизни по этому направлению, но и должно быть сызнова испытано для каждого внутреннего содержания.

Предполагаю, что кто-либо вдруг потребует более точного описания того, что я собственно понимаю под словом генида. Как выглядит такая генида? Это было бы полнейшим абсурдом. В самом понятии гениды заключается представление о том, что она представляет собой туманную единицу, которую невозможно описать точнее. Однако, если при этом несомненно, что позднее следует полное отождествление гениды с самым расчлененным внутренним содержанием, то столь же несомненно, что сама генида еще не вполне совпадает с ним, чем-то от нее отличается, - меньшей степенью сознания, недостатком рельефности и главным образом отсутствием "фиксационной точки" в "зрительном поле".

Невозможно также рассматривать и описывать отдельные гениды можно только лишь знать об их существовании. Остается принять принципиально, что в гениде существуют такие же мысли и жизнь, как в элементах и характерах: каждая генида при этом представляет из себя индивидуум и совершенно различна одна от другой.

По данным, которые будут приведены позднее, можно заключить, что переживания раннего детства (это можно принять для первых 14 месяцев жизни каждого человека) - суть гениды, если не принимать таковые в их абсолютном значении. По крайней мере психические события раннего детства никогда не отходят далеко от стадии гениды; у взрослых же развитие внутренней жизни уже переросло эту ступень. От сюда видно, что в состоянии гениды проходит форма сознательной жизни низших организмов и, может быть, очень многих растений и животных. У взрослого человека происходит уже дальнейшее развитие из гениды, благодаря вполне отчетливому, пластическому впечатлению, и том случае, если оно представляет для него никогда недостижимый идеал. У абсолютной гениды язык еще не сформирован, ибо расчленение речи вытекает из расчленения мысли, но и на самой высокой из доступных человеку ступеней интеллекта остается много неясного, а потому и невыразимого.

Вообще вся теория гениды помогает сгладить борьбу между впечатлением и чувством в их споре о старшинстве и сделать попытку поставить на место понятий "элемент" и "характер", выхваченных из теории просветления, описание самого содержания этой теории, опираясь при этом на тот основной факт наблюдения, что только с выделением "элементов" последние становятся отличными от "характеров".

Теперь понятно, почему человек ночью более, чем днем, склонен к "настроениям" и "сентиментальностям" - ибо ночью все вещи лишены тех резких очертаний, какие они имеют днем.

В каком же направлении нужно вести все это исследование с психологией полов? Повторяем, что мы тут находим разницу между М и Ж в отношении различных стадий просветления, так как, откровенно говоря, наше пространное сочинение и клонится к подобной цели. Но в чем же заключается эта разница?

Нужно ответить на это следующим образом:

Мужчина обладает одинаковым с женщиной психическим содержанием, но только в более расчлененной форме. Там, где женщина более или менее мыслит генидами, она имеет ясные, отчетливые представления, к которым присоединяются ясно выраженные и всегда отдельные от ,вещей чувства. У Ж мысли и чувства бывают одинаковы. У М они различны. Когда у Ж переживания находятся еще в состоянии гениды, то y М давно уже наступило просветление.

(Конечно, тут нельзя думать ни об абсолютных генидах у женщины, ни об абсолютном просветлении у мужчины), Вот почему женщина сентиментальна, и вот почему ее можно только тронуть, но не потрясти.

Лучшая отделка психических данных у мужчины соответствует также большей строгости в его строении тела и в чертах его лица. Совершенно обратно этому, малая отделка психических данных у женщины соответствует нежности, округленности и неясности в женской фигуре и физиономии. Говоря далее, с этим представлением вполне согласуются выводы из измерения различных степеней чувствительности полов, которые, вопреки ходячему мнению, показали, что чувствительность мужчины тоньше, даже если брать при этом средние числа. Эта разница выкупает еще в более обширных размерах при точном наблюдении над типами. Единственным тут исключением является чувство осязания. Осязательная чувствительность женщины вообще тоньше, чем у мужчины. Факт этот довольно интересен, и требует точного изложения, которое я сделаю несколько позднее. Здесь же лишь я замечу, что болевые ощущения мужчины несравненно выше, чем у женщины. Подобный факт имеет известное значение для физического изыскания над "болевым ощущением" и его отличием от "кожного".

Слабая чувствительность должна, конечно, способствовать пребыванию внутренней жизни в состоянии стадии гениды. Конечно, при этом нельзя рассматривать ничтожную степень ее прояснения за непременное следствие такой стадии. Тем не менее она находится с ним в очень вероятной связи. Точным доказательством меньшей отделки представлений у женщин является большая решительность в суждении у мужчин. Конечно, такой факт невозможно вывести из одной только недостаточной отчетливости женского мышления (возможно, что тут имеется и один общий, более глубокий корень). Для нас несомненно лишь то, что пока мы пребываем еще вблизи стадии гениды, мы точно знаем только то, каких свойств нет у данного предмета. Это мы узнаем гораздо раньше, чем бываем в состоянии определить, какими свойствами он обладает на деле. То, что Мах называет "инстинктивным опытом", основывается, вероятно, на том, что известные состояния сознания даются нам в форме гениды. Чем мы ближе к такой стадии, тем более мы лишь кружимся вокруг предмета, постоянно поправляемся при каждой попытке его описать и постоянно лишь повторяем: нет, не то слово! Конечно, этим-то и обусловливается нерешительность в суждении. Последнее только тогда приобретает определенность и прочность, когда процесс просветления уже окончен. Уже самое суждение само по себе предполагает известное удаление от стадии гениды. И это бывает даже тогда, когда им высказывается только нечто аналитическое, не увеличивающее духовного содержания известного субъекта.

В том факте, что Ж всегда ожидает от М прояснения своих темных представлений, истолкования генид везде, где нужно высказать новое суждение, а не повторять старое, давно готовое в виде простой сентенции, находится доказательство правильности взгляда, что генида есть свойство Ж, а дифференцированное внутреннее содержание - свойство М. В этом и заключается основная противоположность полов. Выступающая в речи мужчины расчлененность его мысли там, где у женщины нет ясного сознания, обыкновенно ожидается, желается ею, как третичный половой признак и действует на нее именно в таком смысле. На этом основании многие девушки говорят, что они охотно бы вышли замуж за такого мужчину (или по крайней мере могли бы полюбить такого), который был бы умнее их. Если же мужчина просто соглашается с их словами и не умеет высказывать их в лучшем виде, то такой факт им не нравится и даже их отталкивает в половом отношении. Совершенно ясно, что женщина ощущает в качестве признака мужественности тот факт, что мужчина сильнее ее и в духовном отношении. Ж привлекает к себе лишь тот мужчина, мышление которого выше ее собственного. Этим она, сама того не сознавая, подает решающий голос против теории равноправия полов.

М живет сознательно, Ж бессознательно. Мы имеем теперь полное право говорить так по поводу крайних типов. Ж получает свое сознание от М. Половой функцией типичного мужчины по отношению к типичной женщине, в качестве его идеального дополнения, является работа превращения бессознательного в сознательное.

Теперь мы подошли к проблеме дарования. В настоящее время весь теоретический спор о женщинах почти везде сводится к вопросу о том, кто имеет более духовных качеств: мужчины или женщины. Обыкновенная постановка вопроса не считается с типами. Тут же была изложена теория типов, и она не может остаться без влияния на требуемый ответ. Нам теперь остается разъяснить, в чем состоит связь между поставленным вопросом и этой теорией.


Полезные сайты
Foodmenu.ru Кулинарные рецепты
World-Tours.ru: Занимательная география
YTurist.ru: Достопримечательности Россия


просмотров: 1565
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Мужские сексуальное нижнее белье храбрый модальный человек трусы низкая талия U выпуклый мешок размер S-XL

268,87 руб.
End Date: 11.05 13:52
Buy It Now for only: US 268,87 руб.
Buy it now |
Сексуальные мужские Вилли мешочек пенис стринги носок теплые рукав оболочка скрыть нижнее белье

114,93 руб.
End Date: 11.05 23:23
Buy It Now for only: US 114,93 руб.
Buy it now |
Модные мужские из нержавеющей стали серебряный шарм готический панк байкер палец кольцо ювелирное украшение

63,38 руб.
End Date: 28.04 18:02
Buy It Now for only: US 63,38 руб.
Buy it now |
Гинекомастия сжатия рубашка, чтобы скрыть мужские сиськи мужские корректирующее белье

1 343,70 руб.
End Date: 17.05 05:29
Buy It Now for only: US 1 343,70 руб.
Buy it now |
Унисекс женский мужчин Звездная ночь художественная роспись носки Ван Гог современный ренессанс

108,19 руб.
End Date: 07.05 06:07
Buy It Now for only: US 108,19 руб.
Buy it now |
Мужские руки тату временные татуировки наклейка поддельные татуировка боди-арт водонепроницаемый 3D

90,90 руб.
End Date: 17.05 11:14
Buy It Now for only: US 90,90 руб.
Buy it now |
1 пара мужская рубашка остается держатели эластичный пояс с подвязками для чулок фиксирующие зажимы

200,37 руб.
End Date: 12.05 04:23
Buy It Now for only: US 200,37 руб.
Buy it now |
NEW Men's cool punk wooden bead adjustable string resin pendant necklace

359,16 руб.
End Date: 17.05 06:33
Buy It Now for only: US 359,16 руб.
Buy it now |
Search Results from «Озон» Психология.
 
Мила Левчук Женское достоинство - сила притяжения мужчин
Женское достоинство - сила притяжения мужчин
Эта книга о том, как приручить волшебство, которое превращает мужчин в рыцарей для одних девушек, пока другие не могут дождаться звонка и доброго слова. О том, как важно научиться ценить себя, и что это значит на практике. Никакой воды, только логика, факты и пошаговые инструкции: как вернуть себе женское достоинство, привлечь достойного мужчину, получить его уважение и любовь, построить счастливые и гармоничные отношения.

Для кого эта книга.

Эта книга для девушек, которые находятся в поиске своего любимого и единственного, и для тех, кому надоело страдать в отношениях, кто мечтает стать той, которую ценят и носят на руках.

Фишки книги.
1) Только проверенные на практике знания - Мила была настоящей "неудачницей" в отношениях, дошло даже до развода. Но она смогла спасти свои отношения.
2) Уникальный стиль - с юмором, просто, как будто в разговоре с подругами, Мила рассказывает истории, описывает техники и даёт домашние задания.
3) Уникальный контент - в этой книге собрано и структурировано множество статей из блога Милы в инстаграме, но так же, в неё добавлены главы, которые ранее нигде не публиковались, а ещё имеется практика, которой нет даже на её онлайн-курсе.
4) Гарантия пользы - прочтите и убедитесь! Никакой воды, только аргументы и пошаговые техники. Вы точно полюбите себя и измените жизнь к лучшему!
5) Легко учиться - чаще всего Миле говорят, что она как никто умеет разложить всё по полочкам и "включить свет в темной комнате".
6) Живые отзывы - прямо в тексте вы сможете увидеть скриншоты из социальных сетей, где пользователи оставляли свои отзывы о том, как та или иная техника сработала в их ситуации. Это вдохновляет и вселяет веру в то, что и у вас всё получится!

Об авторе.
Мила Левчук - эксперт в вопросе отношений мужчины и женщины, популярный блогер, тренер. Когда ее брак оказался на грани краха, она не сдалась и взялась разбираться, почему ничего не получается. Она спасла свою семью и нашла для себя ответ на вопрос, в чем причина неудач всех "хороших" девушек, которых не ценят.
Об этом она пишет "Дипломную работу" в своём популярнейшем блоге в Instagram, на который подписаны уже более 1,5 млн. человек!"...

Цена:
856 руб

Кларисса Пинкола Эстес Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях Women Who Run with the Wolves: Myths and Stories of the Wild Woman Archetype
Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях
Переведенная более чем на двадцать пять языков книга Клариссы Эстес уже несколько лет занимает одно из первых мест в мировом книжном рейтинге.
Эта книга о женском архетипе на самом деле универсальна. Замените понятие "Первозданная Женщина" на "Первозданный Мужчина" - и вы увидите, что польза, которую принесет эта книга вашей душе, не имеет половой принадлежности.
Внутри каждой женщины живет первозданное, естественное существо, полное добрых инстинктов, сострадательной созидательности и извечной мудрости. Но это существо - Дикая Женщина - находится на грани вымирания. "Цивилизующее" влияние общества, к сожалению, подавляет в ребенке все "дикое", то есть естественное.
Кларисса Эстес, более двадцати лет практикующая и преподающая аналитическую психологию Юнга и исследующая мифы разных культур, показывает, как можно возродить исконный Дух женщины посредством "психоархеологических раскопок" в области женского бессознательного. Здоровая, инстинктивная, ясновидящая, исцеляющая архетипическая Дикая Женщина живет полнокровной жизнью в древних мифах и сказках. Но она может снова проявиться в душе каждой женщины в условиях современного мира....

Цена:
894 руб

Айн Рэнд Источник (комплект из 2 книг) The Fountainhead
Источник (комплект из 2 книг)
Цитата
"В абсолютном смысле эгоист отнюдь не человек, жертвующий другими. Это человек, стоящий выше необходимости использовать других. Он обходится без них. Он не имеет к ним отношения ни в своих целях, ни в мотивах действий, ни в мышлении, ни в желаниях, ни в истоках своей энергии. Его нет для других людей, и он не просит, чтобы другие были для него. Это единственно возможная между людьми форма братства и взаимоуважения"
Говард Рорк - главный герой книги "Источник"

О чем книга
Главные герои романа - архитектор Говард Рорк и журналистка Доминик Франкон - отстаивают свободу творческой личности в борьбе с обществом, где ценят "равные возможности" для всех. Вместе и поодиночке, друг с другом и друг против друга, но всегда - наперекор устоям толпы. Они - индивидуалисты, их миссия - творить и преобразовывать мир. Через перипетии судеб героев и увлекательный сюжет автор проводит главную идею книги - ЭГО является источником прогресса человечества.

Почему книга достойна прочтения
  • На протяжении нескольких десятилетий этот философский роман остается в списке бестселлеров мира и для миллионов читателей стал классикой.
  • Сюжет увлекателен и непредсказуем, а философские идеи поданы отчетливо и просто.
  • Прочтение "Источника" поможет в дальнейшем по-настоящему понять идеи романа "Атлант расправил плечи", а также философско-публицистических книг Айн Рэнд.


  • Кто автор
    Айн Рэнд (1905-1982) - наша бывшая соотечественница, ставшая культовой американской писательницей. Автор четырех романов-бестселлеров и многочисленных статей. Создатель философской концепции, в основе которой лежит принцип свободы воли, главенство рациональности и "нравственность разумного эгоизма".

    Ключевые понятия
    Свобода, независимость личности, нравственность эгоизма.
    ...

    Цена:
    1034 руб

    Нассим Николас Талеб Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни Skin in the Game: Hidden Asymmetries in Daily Life
    Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни
    В своей новой, резко провокационной и одновременно предельно прагматичной книге неподражаемый Николас Нассим Талеб рассказывает, как важно идентифицировать и фильтровать чушь, отличать теорию от практики, поверхностную компетентность от настоящей. Вы узнаете, что такое рациональность в сложных системах и реальном мире, симметрия и асимметрия и в чем состоит логика принятия рисков. Наполняя новым смыслом привычные понятия, такие как "справедливое общество", "профессиональный успех", "личная ответственность", и не боясь задеть эго признанных кумиров, Талеб развенчивает лицемерные идеи и действия апологетов военного вмешательства, инвесторов рынка ценных бумаг и религиозных проповедников. На примерах Хаммурапи и Иисуса Христа, римских и византийских императоров, Сенеки и Дональда Трампа Талеб показывает, что самое важное качество, объединяющее прославленных героев, беззаветных святых и гениальных бизнесменов, - не переносить риск на других.


    "Я люблю, когда меня удивляют. В соответствии с принципом взаимной выгоды я зову читателя в путешествие, которое понравилось бы мне самому". (Нассим Николас Талеб)...

    Цена:
    499 руб

    Дрик Робин, Стаут Кэмерон Строим доверие по методикам спецслужб The Code of Trust: An American Counterintelligence Expert's Five Rules to Lead and Succeed
    Строим доверие по методикам спецслужб
    О книге
    Представьте себе мир, в котором никто никому не доверяет. Наша жизнь превратится в ад: ведь в нем не будет никого и ничего, на что можно опереться, — ни родителей, ни общественных институтов, ни организаций, ни даже друзей. Жизнь станет мрачной, ее краски поблекнут.

    Понятие доверия лежит в основе всего, что мы ценим. При его отсутствии мы будем просто выживать, а не процветать.

    Именно доверие позволяет нам быстро сходиться с людьми. С другой стороны, отсутствие доверия часто разрушает взаимоотношения и дома, и на работе. Однако не менее важен вопрос: как добиться доверия? Как сохранить доверительные отношения? Как решать проблемы с доверием? Как научиться внушать доверие окружающим? Как завоевать чье-либо доверие за пару часов, минут или даже секунд? Как понять, что тот или иной человек не заслуживает нашего доверия?

    В прежние времена, когда мы жили в маленьких городках и деревнях, установить доверие было легко. Все знали, кому можно доверять. Но теперь большинство из нас уже не живут в маленьких городках, где прекрасно знали родословную наших родителей и где нас тоже знали как облупленных с самого рождения. Большинство из нас живут и работают далеко от места рождения.

    Мы живем в мире, где доверие необходимо, хотя и не всегда осознаем это. Доверие — это социальное понятие, которое связывает нас, позволяя вместе делать одно дело, работать более эффективно и укреплять сотрудничество.

    Робин Дрик — агент ФБР и большой знаток тонкостей человеческого поведения — умеет сделать более понятным поведение других людей. Используя навыки, усовершенствованные во время работы в ФБР, где с вопросами жизни и смерти приходилось сталкиваться ежедневно и все решали секунды, а не дни, Робин дает вам представление о том, как правильно оценивать других людей и выявлять их нужды, желания, потребности, намерения и страхи. В книге он делится своей системой построения доверия, которая помогла ему в работе, а затем и многим компаниям и лидерам, которых он консультировал. Ее может освоить любой человек, готовый инвестировать 8-10 часов своего времени.

    Для кого эта книга
    Для всех, кто хочет строить доверительные отношения в бизнесе и жизни.

    ...

    Цена:
    1459 руб

    Катерина Ленгольд Просто космос. Практикум по Agile-жизни, наполненной смыслом и энергией
    Просто космос. Практикум по Agile-жизни, наполненной смыслом и энергией
    О книге
    В 14 лет Катерина Ленгольд экстерном закончила школу. В 20 основала стартап — первый в мире маркетплейс спутниковых данных. В 23 года продала его калифорнийской компании Astro Digital, перебралась в Кремниевую долину и стала самым молодым вице-президентом мировой космической индустрии.

    Наверное, вы подумали: «Она либо гений, либо робот. Или и то, и другое». Но нет. Достижения Катерины — результат умения ставить четкие цели, «нарезать» их на маленькие кусочки, планировать шаги и находить «мотивирующую морковку» — награду для себя за достигнутые результаты.

    Впервые своей системой планирования Катерина поделилась в agile-ежедневнике «Космос». Он мгновенно стал бестселлером. Тысячи отзывов показали, что система работает для любых целей — в бизнесе, работе, творчестве и личной жизни. «Просто космос» — это развитие темы: книга о том, как превратить agile-планирование в стиль жизни.

    В книге — советы, упражнения, продуктивные привычки, инструменты, которые помогают двигаться вперед и не терять вкуса к жизни.

    Вы узнаете:

    • Почему хватит «следовать мечте»



    • Что страшного во фразе «Я очень занят»



    • Как планировать безделье



    • На что потратить 100 очков силы воли



    • Что есть и как спать, чтобы пополнить запас энергии



    • Почему токсичное окружение и новости убивают продуктивность



    Эта книга — не о больших целях и глобальном предназначении. Не про жесткий тайм-менеджмент и планирование на 10 лет вперед. Она про конкретные, простые, последовательные шаги. Про то, где искать энергию и мотивацию. Про то, как быть гибким: ты всегда можешь свернуть с дороги, если понял, что она не твоя. Про то, как получать удовольствие каждый день, совмещать личную жизнь, работу и развитие и покорить свой личный космос — каким бы он ни был для вас.

    От автора
    Динамичная, яркая, наполненная экспериментами в карьере, общении и личном развитии — для меня это и есть жизнь в стиле agile. Жизнь, в которой каждый шаг — очередная точка роста, новый опыт, новая возможность. Жизнь, в которой мы внимательно и регулярно прислушиваемся к себе вместо того, чтобы следовать выдуманному плану в поиске социально-одобряемого «успеха» и инстаграмного «счастья».

    Ну что? Готовы попробовать? Предлагаю начать этот эксперимент.

    Для кого эта книга

    Для родителей и студентов, специалистов и менеджеров, руководителей и собственников бизнеса — для всех, кто хочет успевать намного больше, быстрее двигаться к достижению своих целей и сохранять гармонию в жизни.

    Цитаты из книги

    Детские планы
    Планировать я начала с детства. Когда мне было 5 лет, договорилась с родителями, что за 20 прочитанных страниц получаю эскимо. Я разбивала дневную норму на блоки по 5 страниц и читала в 4 подхода. Так каждый день зарабатывала мороженое

    Пятерки ничего не значат
    В США есть термин: valedictorian, то есть суперотличник, тот, у кого средний балл самый высокий в школе. Как вы думаете, сколько таких отличников становятся людьми, которые меняют мир? Ноль. 14,5% людей из списка Forbes 400 вообще не имеют высшего образования.

    Планы на жизнь
    Нельзя просто сесть и решить, чем тебе хочется заниматься всю оставшуюся жизнь. Как вообще можно хотеть того, чего ты никогда не пробовал? Признаюсь: я до сих пор не знаю, кем стану, «когда вырасту».

    Нереальное счастье
    Нам хочется доказать себе и окружающим, что мы тоже чего-то стоим и вообще не «твари дрожащие, а право имеем». Проблема в том, что в погоне за иллюзией, за инсценированным счастьем можно растратить всю энергию, прийти к финишу первым... но оказаться проигравшим.

    Компас ценностей
    Преимущества коротких спринтов в том, что цена ошибки невелика. В худшем случае вы потратите пару месяцев на то, чтобы понять, что это не ваше. Каждый такой эксперимент — повод откалибровать компас ценностей, чтобы приблизиться к тому, что для вас по-настоящему имеет значение.

    Деловая колбаса
    Желание увильнуть от ненужных дел — это не лень. Напротив, это признак того, что вы умеете преодолевать эмоциональный дискомфорт от необходимости говорить «нет» себе и другим. Многие просто пытаются забить время и чувствовать себя «деловой колбасой».

    ...

    Цена:
    1399 руб

    Джошуа Беккер Меньше значит больше. Минимализм как путь к осознанной и счастливой жизни
    Меньше значит больше. Минимализм как путь к осознанной и счастливой жизни

    Чем меньше вещей мы имеем, тем счастливее становимся

    Джошуа Беккер — создатель самого влиятельного блога о минимализме becomingminimalist. com, который читают 1 миллион человек.Мы мечтаем о дорогой машине, жаждем дизайнерской одежды, хотим много тратить и жить красиво. Но погоня за новыми вещами приводит лишь к забитым шкафам, захламленным квартирам и постоянно растущему желанию обладать большим. Так почему бы не избавиться от лишнего в пользу осознанной и счастливой жизни?
    Минимализм поможет вам:

    • освободить пространство и найти в нем себя
    • научиться противостоять уловкам рекламы и накопить денег на мечту
    • обрести свободу и возможность жить так, как вы всегда хотели
    • перестать суетиться по пустякам
    • наслаждаться роскошью простоты

    ...

    Цена:
    362 руб

    Рэй Далио Принципы. Жизнь и работа
    Принципы. Жизнь и работа
    Жизненные и управленческие принципы Рэя Далио, одного из самых влиятельных и богатых людей планеты, и история его детища - крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater.
    Рэй Далио вырос в обычной семье со средним достатком. Основанная им в 26 лет инвестиционная фирма Bridgewater Associates в течение следующих 40 лет стала пятой по важности частной компанией в США (по версии Fortune). Секрет ее устойчивости и успеха в том, что Рэй Далио в своей жизни и работе придерживается универсальных принципов, которые выкристаллизовались из ряда побед и поражений. Сила этих личных принципов такова, что они изменили всю отрасль: журнал CIO даже назвал Далио «Стивом Джобсом инвестирования».

    В этой книге вы найдете все правила жизни и работы американского миллиардера. Вполне возможно, что после ее прочтения ваша жизнь уже не будет прежней.
    Структура книги
    Часть I - краткая биография Рэя Далио и история его хедж-фонда Bridgewater на фоне экономических перипетий, начиная с 1970-х и по сей день.
    Часть II - принципы жизни Рэя.
    Часть III - принципы работы, позволившие создать уникальную корпоративную культуру Bridgewater.

    Для кого эта книга
    - Для финансистов.
    - Для руководителей и собственников бизнеса.
    - Для всех, кому интересны жизненные принципы основателя крупнейшего в мире хедж-фонда....

    Цена:
    2779 руб

    Ева-Мария Цурхорст Люби себя - не важно, с кем ты
    Люби себя - не важно, с кем ты
    Если вы чувствуете, что любовь прошла и отношения стали натянутыми, это еще не повод планировать развод или пускаться во все тяжкие, считает популярный в Германии и во всем мире психотерапевт Ева-Мария Цурхорст. Постарайтесь для начала честно и объективно оценить, чего на самом деле вы (а не ваши родители, общество или друзья) ждете от этих отношений, и расскажите о своих стремлениях партнеру. Из книги вы узнаете, что мешает вам жить счастливо с выбранным партнером, как перестать наступать на одни и те же грабли в отношениях и почему поиски идеального партнера бесплодны, пока вы не полюбите себя самого. Основано на личном опыте, а также на опыте тысяч пар, которым автор уже помогла....

    Цена:
    249 руб

    Маршалл Розенберг Язык жизни. Ненасильственное общение
    Язык жизни. Ненасильственное общение
    Метод ненасильственного общения (ННО) реально улучшает жизнь тысяч людей. Он применим и в супружеской спальне, и в классной комнате, и за круглым столом, и на линии фронта. Никогда не поздно отказаться от насилия во благо всех заинтересованных сторон. В своей главной книге Маршалл Розенберг подробно объясняет суть процеса ННО и на многочисленных примерах из своей практики миротворца показывает, как им пользоваться. Корпорации, организации и правительства, принимающие метод ННО, быстро достигают значительного прогресса в решении своих внутренних и внешних проблем. При всей своей революционности, метод ННО очень прост, логичен и рационален. Он никак не связан с религиозно-духовными учениями и психологическими школами и доступен абсолютно любому человеку, как и показывает Розенберг в своем классическом труде. ННО поможет вам: • улучшить отношения с людьми, • никогда не поддаваться гневу, • говорить и слушать с пониманием и сопереживанием, • избегать шаблонов мышления, ведущих к стрессу, депрессии, ощущению вины и стыда, • всегда, везде и со всеми находить общий язык.
    ...

    Цена:
    194 руб

    2008 Copyright © 1000show.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика