Про любовь и брак
Любовь и мир. Упростительство.
Любовь и мир. Упростительство. Надстроечный подход к любви.

"Как зависит любовь от общества, экономического уклада? В некоторых философско-этических работах, в частности в книгах Черткова "О любви" и Чекалина "Любовь и семья", проводится мысль, что формы любви разные в разных классах и общественно-экономических формациях. Вы же говорите, что это чувство не классовое, а общечеловеческое. Чем вы можете обосновать свою позицию?" (Новосибирск, высшая партшкола, ноябрь, 1978).

До семидесятых годов у философов-этиков был в ходу как бы "надстроечный подход" к любви, и он громко звучал в книге доктора философии В. Черткова "О любви" (М., 1964). "В каждом обществе люди любят на свой манер", - убеждает автор, и основным приемом его книги было лобовое выведение форм любви из форм общества. "При капитализме, - говорил он, - любят так, как могут любить при капитализме, и в любви человека капиталистического общества так или иначе отражаются все изъяны этой формации".

То есть любовь при капитализме - это не зеркало человека, причем лучшего в человеке, а зеркало формации, причем худшего в ней - "всех изъянов"! Чувство для В. Черткова - чуть ли не зеркальное отражение общественного уклада, и это совсем не его личный подход. Такой взгляд на отношения человека и общества, на суть человеческих чувств был ходовым, и В. Чекалин, автор книги "Любовь и семья" (М., 1964), смотрел на любовь сквозь те же призмы.

Знаменитую рыцарскую любовь, одну из вершин человеческой любви, он считал одним из ее провалов. "Любовь рыцаря к даме, - писал он, - нельзя представлять как что-то идеальное и возвышенное" - она "была выражением одной лишь чувственности, которая внешне прикрывалась игрой ухаживаний".

Так прямо и сказано об этой великой духовной любви, полной утонченного платонизма: "одна лишь чувственность", которая "прикрывается ухаживанием"... Кроме того, по мнению В. Чекалина, насаждая эту "внебрачную любовь", "рыцарство организовало внутриклассовый всеобщий адюльтер".

А ведь общеизвестно, что рыцарская любовь была тяготением душ, а не тел. Идеал рыцарской любви не дозволял обладания дамой, и потому Тристан клал "меч целомудрия" между собой и Изольдой и мог спать рядом, не касаясь ее.

Сквозь те же уличительные стекла В. Чекалин смотрел и на любовь буржуазных времен. "Буржуазия,- писал он, - до того загрязнила само понятие любви, что даже произнесение этого слова в "приличном" обществе было равнозначно сказанной непристойности". Это не оговорка. "Брак в мире собственности, - писал В. Чекалин, - носит антигуманистический характер, мужчина и женщина чаще всего подписывают брачный договор, не питая друг к другу даже чувства симпатии".

Но брак - одно из самых добрых, самых защитных открытий человечества, и как бы ни портила его собственность, в нем всегда перевешивает человечная сторона: он защищает от произвола детей, материнство, в том числе и в самых собственнических классах. А чем "антигуманны" браки у людей из народа, то есть у большинства людей собственнических времен?

Вульгарный социологизм - фельетонный парадокс - оказывается, социологически неграмотен: для него все браки при капитализме - и все любовные чувства - буржуазные, а при феодализме - феодальные. Как будто семейная культура трудовых классов не была антифеодальной и антибуржуазной и ее народные устои не сопротивлялись чистоганному эгоизму.

На таком же уровне вульгарный социологизм говорит о человеческой психологии. В. Чертков, например, открыл, что есть "социалистические и капиталистические противоречия между разумом и чувством". И ревность тоже была для него капиталистической и социалистической. При капитализме, говорил он, причины ревности у мужчины были чисто имущественными, экономическими - "неверная жена может принести в семью чужих детей, и тогда все имущество семьи может перейти по наследству к чужим людям". Поэтому "проявлял он обычно эту ревность как собственник" - не как живой человек, а как экономическая единица.

При социализме ревность, по В. Черткову, не экономическая, и поэтому передовая - в пей "всегда есть момент соревнования". Как же идет это соцсоревнование в соцверности?

"Если моя любимая особенно пристально посмотрела на другого", то я как существо сознательное, не буду рвать страсть в клочья, а "прежде всего подумаю о том, что привлекательного она нашла в этом человеке"...

Ревность и тут не боль любви, не чувство, а дело сознания, логики, отклик экономических и идеологических слоев человека. И в том же ключе упрощенчества В. Чертков писал о любви в нашей стране: "С рождением социализма родилась новая любовь. Ее отличают многие такие черты, каких никогда прежде не было".

Какие же это черты? "Мы впервые освободили любовь от унижения, оскорблений... Мы объявили войну представлениям о любви как о тайном, позорном грехе! У нас на первом плане человек, личность!"

Увы, на таком вот барабанном языке с нами разговаривают и дальше, и такой подход ведет к пародийным открытиям.

Наша эпоха, говорил В. Чертков, открывает "безграничные возможности для счастливой взаимной любви". У нас в стране "только взаимная любовь ведет к браку, а в браке она не только не прекращается, а, наоборот, расцветает!" "В СССР заключается самое большое количество браков в год в расчете на тысячу человек населения... Значит, наибольшее число счастливых людей живет в первой в мире стране социализма!"

Откуда эта фанфарная бухгалтерия счастья? Как можно ставить знак равенства между числом браков и счастливых браков? И из какого пальца взята уверенность, что у нас любовь в браке не стихает, "а, наоборот, расцветает"?

Думая, что говорит о любви, В. Чертков говорил не о любви, а о взглядах, идеях, подменял чувства позицией, - причем позицией казенной лакировки, застойной, госсоциалистской: мы живем в лучшем из обществ, где максимум любви и счастья на винтик населения... Он отсекал от человека его психологию, его личность и превращал живого человека в манекен, фанерную схему. Это и есть вульгарно-социологическое понимание человека - представление о нем как о марионетке, которой движет кукольник-формация, причем формация розовая, без темных пятен.

Для вульгарного социологизма чувства связаны с обществом примерно так же, как телега с лошадью, и в таком оглобельном ключе он и писал о любви...

Метод постижения любви.

Любовь связана с миром тысячами нитей, часто они неожиданны, запутанны, и шифр их сплетений лишь с огромным трудом поддается разгадке. Впрочем, есть призмы, которые помогают увидеть, как именно любовь связана со своей социальной почвой.

Первая такая призма - психологическая: любовь - как бы внутренняя тень человека, ее характер повторяет очертания его характера, и то, какая она, зависит от того, какой он.

Вторая призма - социально-психологическая. Любовь - это и "тень" среды, в которой живет человек, и как жизнь ростка зависит от почвы, в которой он сидит, так и жизнь любви зависит от ее почвы, ее среды.

Говоря условно, у любви есть как бы два измерения - внутреннее и внешнее (вскользь об этом уже говорилось). Внутреннее - это любовь-чувство, жизнь сердца, ощущения и переживания любви. Внешнее - это любовь-отношение, поведение любящих, их житейские связи, нравы и обычаи любви.

Любовь-чувство - зеркало личности человека, его характера, темперамента, нервного склада. Со средой, с обществом она связана не прямо, а косвенно - только через личность человека.

Любовь-отношение - отпечаток и личности, и среды, на нее прямо влияют общественные отношения, культура, мораль, семейные нравы.

Любовь-чувство более общечеловечна, любовь-отношение более социальна.

Любовь-чувство прямо зависит от человека - от его исторического типа, от склада его психологии и биологии. Корни любви как чувства лежат именно в психологии человека, а не в общественном укладе. От общества оно зависит опосредованно - через промежуточную ступень человека, личности.

Любовь-отношение прямо зависит, во-первых, от среды, общества (в том числе от семейных установлений, любовной морали), а во-вторых, от исторического типа человека, от склада его психологии и биологии.

Так сложно - под стать жизненной сложности - устроена та система призм, через которую можно разглядеть сложные связи любви и мира. Эта оптическая система позволяет увидеть без упрощений, как меняется любовь с ходом истории и что движет ее переменами; она дает почву - более или менее твердую - и для гипотез о будущем любви.

Это, видимо, и есть по-настоящему диалектический подход: он бережно, деликатно охраняет своеобразие любви как особого чувства и особого социально-психологического явления. Это подход социальный и психологический вместе, а не узкосоциальный, как у вульгарного социологизма. Он связывает любовь с ее социальной почвой только через человека.

Вульгарный социологизм пренебрегал личностью человека, он не видел активную роль его психологии, биологии, общечеловеческих чувств. Из цепочки "общество - личность - любовь" он выбрасывал ее центральное звено, личность, и прямо выводил любовь из социальных устоев. Этим он делал любовь из детища двух родителей - человека и среды - ребенком одной только среды, эдакой полусиротой, дочерью одного родителя. Поэтому он и обесцвечивал, обескровливал любовь, говорил о ней на чужом ей языке.

Что такое общечеловеческое чувство.

"А что же такое любовь как общечеловеческое чувство? Она что, надклассовая? И чем она отличается от классовых чувств?" (Общежитие МГУ на проспекте Вернадского, ноябрь, 1979).

Общечеловеческое чувство - это чувство, которое испытывают люди всех времен и всех классов. Оно, как, скажем, материнское чувство, может быть у каждого, кто принадлежит к человеческому роду. Его основа - эгоальтруизм - та же у раба и свободного, у принца и нищего, у крестьянина, рабочего, капиталиста, интеллигента.

Значит ли это, что классовое положение человека - или его время - не влияет на его чувство? Конечно, нет: человек - это сплав общечеловеческих и социально-исторических свойств, и из этого сплава состоит вся его личность, душа, нравы.

Есть, наверно, такие времена и такие социальные группы, которые более благоприятны для любви, а есть - менее благоприятны. Скажем, в собственнических слоях и при слабой культуре мог возникать особый психологический климат - в нем громче других звучали "владельческие чувства", чувства "получания", "потребления". Этот климат больше растил в людях я-центрические струны души, выдвигал на первое место "эмоции для себя" - и мешал этим вырастать более глубоким и сложным эмоциям.

Но значит ли это, что человеку из такого слоя закрыт путь к любви? Совсем нет. Душу человека создает его социальная позиция, а не социальное положение. Социальная позиция - это образ жизни человека, то, что он делает, как живет, чем дышит. Именно образ жизни лепит наши чувства, взгляды, мораль - не пассивное классовое положение, а активная социальная роль.

Для вульгарного социологизма люди - как бы наперстки на пальцах класса, их души заквашены на одних классовых дрожжах, пружины чувств отлиты из классового вещества. Но у социальных влияний на человека есть два русла: классовое положение человека - и его социальная позиция, повседневная жизненная роль.

Социальная позиция может вырастать из социального положения и совпадать с ним. Но она может и идти наперекор ему: здесь, видимо, и лежит отгадка множества великих судеб - судеб ученых, писателей, революционеров - выходцев из высших слоев.

Когда социальная позиция человека человечна, в душе его вырастают те глубокие и мягкие струны, на которых может разыгрываться и любовь. Возможно, в людях из "невыгодных" для любви слоев такие глубокие струны рождаются реже. Но они могут испытывать любовь, неповторимую по своей глубине, уникальную по яркости и сложности; об этом говорит вся любовная литература человечества, вся его тысячелетняя поэзия.

Бывает и наоборот: люди из слоев, "дружественных" любви, часто ведут такую повседневную жизнь, которая не растит в них глубокие и добрые струны души, способность к любви. Если жизнь изматывает их, или не развивает им душу, если ими правят простейшие интересы, они и рождают в душе струны, на которых могут разыгрываться лишь простейшие чувства. В ходе истории от этого страдали миллиарды людей из трудовых слоев, и сегодня страдают сотни миллионов.

Кроме того, жизнь, при которой забота о себе перевешивает заботу о других, вселяет в человека я-центрическое подсознание, неспособное к любви. И пусть он входит в самый несобственнический слой, но в его душу просочилось - и правит чувствами - как бы внутреннее, психологическое собственничество - я-центризм. Жизненная позиция и здесь оказывается сильнее, чем социальное положение, и она и сегодня обедняет души сотен миллионов людей...

Корни любви как чувства лежат именно в личности человека, а не в устройстве формации, и выводить любовь из формации - все равно что искать корни дерева не в почве, а в земной коре.

Конечно, ход истории меняет человека, а вместе с ним и его чувства - его "внутреннюю тень". Потому-то у людей разных эпох и народов огромная разница в психологии любви, в ее национальном и культурном облике. Но сквозь всю эту разницу как бы просвечивает одинаковая сердцевина их чувств, то, что и делает их любовью - дорожение другим как собой.

Поэтому, видимо, любовь древнего грека и индуса, горожанина Возрождения и рыцаря средневековья, рабочего и капиталиста - все они были похожи и не похожи друг на друга. Похожи основой своей психологической ткани - эгоальтруизмом, и не похожи ее живым обликом, национальным и культурным.

Каждый человек - как бы сплав общечеловека и человека своей эпохи, нации, класса. Поэтому и общечеловеческие чувства всегда выступают в костюмах своего времени, облекаются в плоть своей эпохи и нации. Силы времени, культуры, уклада как бы окрашивают их в свой цвет, но они всегда остаются при этом общечеловеческими, всеклассовыми, остаются исторической ступенью общечеловеческих чувств.

К планетарному сознанию.

"Сейчас, когда началось возрождение марксизма, все чаще говорят (вслед за Лениным), что общечеловеческие ценности выше классовых. Мне кажется, здесь лежит магистральный путь, по которому должна идти перестройка всего нашего миропонимания и всего отношения к миру.

Две с половиной тысячи лет назад Конфуций выдвинул великую гуманистическую идею - строить государственные отношения по образцу семейных. На мой взгляд, это и идеал, и норма, к которой надо стремиться, - норма гуманистического общества. Сегодня эта норма - главный ориентир для спасения человечества, и она должна лечь в основу не только государственных, но и межгосударственных отношений.

Все народы мира - члены одной семьи, одного рода, и они могут спасти себя, только относясь друг к другу с родственной любовью. Поэтому надо воспитывать в людях семейные, общечеловеческие чувства как самые главные чувства людей. Надо учить нас, как применять основу этих чувств - добрую заботу о близких - не только к близким, но и к далеким, в этом, очевидно, и состоит коммунистический гуманизм". (Владимир Олегович Кирюр, психолог, Киев, май, 1987).

В чем суть нового сознания, которое сейчас вызревает? Наверно, в том, что оно начинает делаться именно планетарным, общечеловеческим. Идет переход - тяжелый, болезненный - от национально-классового сознания к планетарному, "глобусному". Это важнейший шаг к новой цивилизации - общечеловеческому союзу всех людей. Планетарное сознание и станет, видимо, тогда главным, а его нынешние первые шаги - это, возможно, первые родовые толчки новой цивилизации.

Конечно, переход к общечеловеческому сознанию - это не отказ от национально-классового подхода: пока жива нынешняя цивилизация, нужен и такой подход. Но это отказ от его суженности - обогащение его, расширение, сращивание с новым подходом.

Основатели марксизма считали, что высшая цель коммунистической классовости - создать общество без классов, которое будет стоять на общечеловеческих основах. Поэтому переход к общечеловеческому миропониманию - это крупнейший шаг в возрождении марксизма. Сейчас все главные земные проблемы стали глобальными, общемировыми, и, только поняв, что все они завязаны в планетарные узлы, можно пытаться развязать их. Выходы из глобальных лабиринтов могут быть только глобальными - для всего мира; потому-то и мировоззрение в эпоху глобальных проблем должно стать глобальным.

В сознание людей сейчас как бы вращивается новая призма, и она перестраивает все их духовное зрение. К призмам национальных и классовых интересов добавляется призма общечеловеческих интересов. Соединяя свои лучи с их лучами, окрашивая их в свой цвет, она меняет для нас всю картину мира.

Новое сознание скачком расширяет в человеке чувство хозяина. "Мое" для него уже не только страна, класс, профессия; в "мое" входит теперь все человечество, и человек начинает ощущать себя как бы со-хозяином всего мира.

Именно здесь - в резком расширении чувства со-хозяина - и лежит психологическая сердцевина нового сознания. Человеческое "я" необыкновенно раздвигает свои границы, начинает рождаться совершенно новый исторический тип человека - человек как мировая величина; уже не гомо локалис - человек местный, а гомо глобалис - человек всемирный. Пожалуй, только такой человек сможет стать спасителем человечества - потому что решить глобальные проблемы сможет только глобальный человек.

Рождается новая точка отсчета, новая единица измерения: что дает каждое событие - или чем оно грозит - человечеству, земному шару, а не только стране, классу, нации?

Конечно, это планетарное сознание делает на Земле лишь самые первые шаги. Людей, у которых оно есть, наверно, мало, куда меньше, чем тех, у кого чувство сохозяина замкнуто рамками дома, семьи. У таких людей сознание даже не национальное и не классовое, а как бы хуторское, и чем их больше, тем это опаснее для человечества.

Уже говорилось, что спасти людской род от гибели - военной, экологической, нравственной - смогут только общечеловеческие усилия. Спасение сможет прийти, только если все человечество станет единым в своей спасательной работе - особенно экологической и нравственно-социальной. А для этого всем классам и нациям придется поставить свои общие интересы над разными, дружественные - над враждебными.

Мне кажется, у нынешней цивилизации есть как бы два генеральных эпиграфа. Первый - о ее настоящем: "Все прогрессы реакционны, если рушится человек" (А. Вознесенский). Второй - о ее будущем: "Или братские объятья, или братские могилы" (Б. Заходер). Другого пути, наверно, нет, и чем позже мы поймем это, тем больше будем похожи на брейгелевских слепцов, которые покорно бредут к пропасти.

Социализм и капитализм, развитые и неразвитые страны, христианство и мусульманство, наука и религия - все они, чтобы спасти Землю, должны будут, видимо, заключить мир, найти те общечеловеческие интересы, которые их сближают, и перестроить всю цивилизацию под знаком этих интересов.

Тогда, возможно, и начнут отмирать общественные уклады, которые построены на неравенстве и эгоизме. Они враждебны общечеловеческим интересам, ибо основой таких интересов может быть только дружеский союз "я" и "мы".

Одним из главных двигателей всех этих переворотов - возможно, главным психологическим двигателем - станет любовь. И не только потому, что она вселяет в людей эгоальтруизм, человечность. Вспомним: любовь как бы вздымает человека над самим собой, делает его - пусть смутно, в ощущениях - мировой величиной, частью всемирного целого. Она вселяет в человека - пусть проблесками, вспышками - планетарное сознание, чувство, что он соразмерен миру. Как в том письме, на самой первой странице книги: "Он полюбил ее и стал смотреть на себя по-новому... Он стал чувствовать страшную ответственность за каждый свой поступок. Мир в кризисе, он странен и непонятен, и только он может что-то сделать с ним".

Так чаще бывает с романтическими юношами и реже - с девушками. Возможно, такое пробуждение всеобщей ответственности, как бы чувства "всеобщего брата" - это именно мужское расширение "я", которое дает любовь. Возможно, женский вариант такого расширения более мягок - пробуждение в душе неосознанной заботливости, как бы чувства "всеобщей сестры", "всеобщей матери".

Так это или нет, но любовь может показывать человеку его подлинную величину, его истинные - мировые - размеры. Правда, она делает это очень редко, но виновата в этом, наверно, не любовь, а жизнь, которая тесна ей, не дает раскрыть свои силы...

Родовой и видовой человек.

"Вы писали в "Трех влечениях", что современный человек - "видовое", а не "родовое" существо, представитель не человеческого рода, а класса, профессии, нации. По-вашему, такому человеку недоступен расцвет любви, и он может настать, только когда "видовой" человек станет "родовым".

Категорически несогласен. Современный человек вполне способен дорожить любовью, и если общество будет помогать в этом людям, то расцвет любви может наступить и в наши дни". (Преподаватель философии. Горький, клуб молодежного общения "Я и ты", май, 1987).

"Видовой, родовой - зачем переусложнять, придумывать какие-то названия? Человек есть человек, пусть он белый или негр, древний римлянин или наш современник. Все одинаково млекопитающие, все относятся к роду гомо сапиенс, а лишние эпитеты только запутывают дело". (Политехнический, июнь, 1979).

Верно, переусложнять так же плохо, как и переупрощать, но в подходе к человеку упрощений, пожалуй, куда больше, чем усложнений.

Отступим чуточку назад, вспомним: человек - это пересечение всех мировых сил, которые правят жизнью, а любовь - зеркало человека. Значит, чтобы понять судьбы любви, надо понять суть человека и его мировые судьбы.

В нынешнем запутанном мире путь к простоте ведет только через сложность - через распутывание этой сложности, через попытки понять, из каких простых волокон она сплетена. Это неверно, что все гениальное просто: просты, пожалуй лишь частицы гениального целого, а само это целое сверхсложно. Простота майского восхода, соловьиной трели, пушкинской строки - это лишь внешнее выражение их глубинной сверхсложной гениальности. А какая простота у "Махабхараты" и Библии, у творений Леонардо да Винчи и Толстого, Бетховена и Чайковского?

То же, наверно, касается и любви человека. Если мы поймем разницу между видовым и родовым человеком, мы получим важный ключ к судьбам любви и к судьбам мира. Нам будет проще понять сложную и мучительную загадку - почему любви тяжело в нынешнем мире, и что надо, чтобы ей стало легче...

"Родовой" человек - это и есть "общечеловек", гомо сапиенс, представитель всего человечества: негр и белый, древний римлянин и современник. От всех других живых существ, других родов жизни он отличается тем, что он - личность, индивидуальность, причем разносторонняя.

Именно многосторонность отличает человека от животного, Фейербах, по-моему, точно говорил об этом: "Человек не есть отдельное существо, подобное животному, но существо универсальное, оно не является ограниченным, и... эта универсальность захватывает все его существо"32.

32 Фейербах Л. Избр. философ. произв., т. 1, с. 201.

Чем слабее в человеке личность, разносторонность и чем сильнее узость, безликость, тем дальше он, видимо, от родового состояния, тем меньше он человек. Ибо человек не вынес свою человеческую природу из животного царства, и она вырастает, зреет в нем с ходом истории.

Да, теперешний человек "видовое", не родовое существо; человечество еще далеко не единый род, оно разделено на "виды" - нации, классы, группы, которые занимаются только физическим или только умственным трудом, только производством или только управлением. От этого в людях куда больше звучат "видовые", чем родовые струны - классовые, национальные, профессиональные...

Пожалуй, главные свойства человека - именно как человека, родового существа - это его общечеловеческие, родовые свойства. Человек новой цивилизации и будет, видимо, таким родовым существом, общечеловеком.

Социально-видовые деления родились вместе с разделением труда и собственности, с рождением классов. И наверно, так же исторически, как родились, они и умрут - когда умрут классы. Впрочем, угаснут, конечно, не все видовые деления, а только те, которые враждебны родовым, сужают человека, не дают ему стать разносторонним. Навсегда, конечно, останутся различия биопсихические, такие, как холерик - флегматик, очень надолго останутся различия национальные, еще дольше, может быть навсегда, - расовые; они не враждебны родовым свойствам людей, а служат их естественным воплощениям.

Что такое эти общечеловеческие, родовые свойства? Наверно, не только любовь и гуманизм, не только тяга к творчеству, красоте, свободе. Это и стремление к полноте жизни - к многостороннему и цельному развитию своего "я", к многостороннему и глубокому союзу с другими людьми.

Разносторонняя жизнь разума и чувств, разностороннее развитие способностей и насыщение потребностей, разностороннее и свободное общение между людьми - это, наверно, и есть главные родовые свойства человека, и они идут от самой его общественной природы.

Маркс называл "самоцелью", то есть высшим идеалом человека, "целостность развития", "абсолютное выявление творческих дарований человека", жизнь, при которой "человек воспроизводит себя не в одном каком-нибудь определенном направлении, а производит себя во всей целостности..."33.

33 Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому способу производства. М., 1940, с. 20.

Во времена классового разделения труда человек не может быть целостным и разносторонним. Такое разделение превращает людей во флюсообразных "видовых" существ, на всю жизнь приковывает их к одному занятию.

"Вместе с разделением труда, - писал Энгельс, - делится на части и сам человек. Развитию одной какой-нибудь деятельности приносятся в жертву все прочие физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растет и разделение труда"34.

34 Энгельс Ф. Анти-Дюринг. М., 1950, с. 276.]

Сейчас такое калечение достигло предела. Специализация все больше сужается и все больше ведет людей к профессиональному идиотизму - делает их умными в одной области и идиотами в других. Ее дробящее, рассекающее влияние все больше проглядывает во всех действиях, мыслях, чувствах человека, во всем образе его жизни - в том числе и в любви.

Пожалуй, главный ее вред в том, что она вычленяет в человеке один узкий сектор - профессиональные умения, и отсекает их от самого главного в человеке - от его души, нравственности - ядра его "я". Она растит профессиональные свойства человека в отрыве от его человеческих свойств, отчужденно от них, и тем самым разрушает человеческую личность.

Современный труд чаще всего состоит из дробных, частичных операций: человек делает деталь машины, частицу расчетов, изо дня в день совершает все те же однообразные наборы действий. Для такого труда нужны в основном технические умения, типовые и обезличенные, он не вовлекает в себя личность человека, его душу.

В самих технических основах современного труда заложено отчуждение личности. Потому-то и здесь, в этом устое индустриальной цивилизации, нужна коренная революция.

Будет ли человек личностью или стандартным существом, будет ли он частичным или универсальным - это вопрос жизни и смерти для человечества. Мы живем сейчас в переломные времена, когда на арене истории начинают появляться как бы первые черновики этого будущего человека. Начинается переход - долгий, мучительный - от видового человека к родовому, - начинаются подступы к совершенно новой эре в жизни человечества.

Возможно, и у любви будет другая судьба в этом новом мире. Родовому чувству тесно в видовом человеке, как тесно дыханию в узкой груди, стиснутой корсетом. Когда человек станет родовым, в нем, наверно, изменится вся эмоциональная жизнь, вся психологическая почва для чувств. Родовому чувству будет в нем уже не тесно, а просторно, и оно, пожалуй, впервые станет жить в нем свободно и не скованно...

Путешествие в утопию.

У любви есть одно чрезвычайное свойство, которое отличает ее от влюбленности и других влечений. Модель этих влечений - я-центризм - легко, видимо, вписывается в рамки всех человеческих неравенств. А модель любви - тяга к равновесию с другими людьми - враждебна модели неравенства. Сама подспудная материя любви, сама ее тайная тяга к равновесию двух "я" бессознательно восстает против человеческих перегородок, барьеров, неравенства...

Возможно, любовь - это как бы далекое эмоциональное предвосхищение той новой цивилизации, того великого социального равенства, которое может настать на земле, Таким бессознательным предвосхищением она, видимо, была всегда - с тех пор, как она появилась на свет. Как машина времени, она переносила людей в утопию, на смутные и мимолетно живущие островки будущих идеальных нравов, Возможно, что и великие социальные идеалы сами вырастали - пусть отчасти - из той человечнейшей модели отношений, на которой всегда стояла любовь.

То же касается и других общечеловеческих чувств - семейных, дружеских: и они как бы вливают в людей эмоциональное вещество душевности, близости, заботы, будят в людях отношение к другому, как к себе самому35. Сама ткань родовых чувств человека, сама их подсознательная суть как бы влечется к гармонической жизни, жаждет ее.

35 Кстати, у нас вышла умная книга о дружбе - первая, на мой взгляд, в русской культуре книга такого рода: Кон И. С. Дружба. М., 1980.

В самой нашей психологической природе заложено, видимо, нестихающее тяготение к идеалам: может быть, только идеальная жизнь и приходится впору самым глубоким, самым наивным устоям нашей психологии, может быть, только она дает им простор и свободу...

И если верно, что научно-психологическая революция перекроит всю ткань жизни по законам человеческой природы, то новая цивилизация будет цивилизацией эгоальтруизма, а нынешние общечеловеческие чувства - дружеские, семейные - это как бы модель послезавтрашних человеческих отношений.

Впрочем, любовь двояка и здесь. Это ведь тяга не только к равновесию, но и к "разновесию", неравновесию, особенно в свою пылкую утреннюю пору. Она возносит одного человека на вершину ценностей, а других оставляет далеко внизу, у подножия... Переступая через любое неравенство - национальное, социальное, - любовь сама насквозь пропитана эмоциональным неравенством.

Как и остальные родовые чувства, она несет в себе и модель высшего равенства, и модель сверхнеравенства, сверхизбранничества. Наверно, это еще раз говорит о печальной диалектике жизни, о грустном союзе света и тени, на котором стоит мир.

Впрочем, "неравенство сердца", которое несет любовь, - это естественное психологическое неравенство. На нем основано любое наше предпочтение, любое "нравится", "хочется". На таких предпочтениях держатся все наши чувства, вкусы, интересы, они-то и создают живую радугу жизни, всю ее майскую многоголосицу...

Любовь афродиты книдской.

"Вы очень отвлеченно говорите о методе изучения любви, ее связи с обществом. Может быть, вы и правы, но это надо доказать конкретным анализом. А то получается бездоказательно и голословно". (Дворец культуры МГУ, январь, 1982).

Сказано хорошо, и об очень частой опасности. Недаром, наверное, Мефистофель у Гёте славил голословно как спасательный круг для обмана.

Как именно зависит любовь от типа человека и от уклада общества? Вот несколько примеров такой зависимости - они взяты из моих "Трех влечений".

Вспомним любовь-чувство классической Греции, которая отпечаталась в гениальной Афродите Книдской. Это была любовь, уникальная по своей психологии, она никогда больше не повторялась в истории человечества. Во времена Праксителя она уже угасала, начинала сменяться новым историческим видом любви-чувства, и Афродита Книдская - чуть ли не единственное дошедшее до нас творение искусства, в котором запечатлена эта великая ступень человеческой любви.

Афродита Книдская воплощает в себе знаменитый греческий идеал "калокагатии" ("калос кай агатос" - прекрасный и хороший) - идеал просветленной гармонии тела и духа, слияние физической красоты и духовного совершенства.

Правда, греки понимали эту гармонию совсем не так, как ее понимаем мы. Сама душа и само тело были для них не такими, как для обиходного сознания нового времени. Этому сознанию тело кажется чем-то неодухотворенным, чисто физическим, а психика - чем-то бестелесным, неосязаемым, и они так не похожи между собой, что их невозможно смешать, как невозможно смешать камень и тень от него, птицу и воздух.

В обиходном сознании греков душа и тело не отделялись друг от друга с нынешней чужеродностью, и их гармония не была сочетанием каких-то отдельных, внешних друг другу сил. Слияние их было "синкретическим" - смутно нераздельным, гармония души и тела была полным их растворением друг в друге, и в этой смеси частицы души и тела были неразличимы друг от друга.

"Телесно видимая душа и душевно живущее тело", - так говорил об этом крупнейший исследователь античности А. Лосев в своей работе "Греческая калокагатия и ее типы"36.

36 "Вопросы эстетики", вып. 3. М., 1960, с. 458.

И так же неразличимо - "синкретически" - сплавлены телесные и духовные влечения в любви доэллинской Греции. Частицы духовных и телесных тяготений смешиваются там между собой, превращаются друг в друга, существуют в смутной неразделенности; эта смесь видна в каждом движении чувств, в каждом переливе эмоций, она - как бы первичная клеточка этих эмоций.

Тут лежит, пожалуй, важнейшее отличие любви-чувства древних от нынешних чувств. В чувствах нынешнего человека нет этой неразделимости, они давно уже внутренне кристаллизовались, духовные ощущения отслоились в них от телесных, да и друг от друга.

Такой склад чувств рождался у греков особым типом тогдашнего доэллинского человека, зависел от совершенно особого уклада его жизни, особого состояния общества.

Вся эта жизнь была тогда как бы синкретической, представляла собой полупервичную смесь, в которой только начинали кристаллизоваться будущие грани и формы. Тело почти не отделялось тогда от души, художественное сознание - от научного, науки, вернее, преднауки - друг от друга, личность - это особенно важно для нас - от общества. Как писал Маркс, "отдельный индивидуум еще столь же крепко привязан пуповиной к роду или общине, как отдельная пчела к пчелиному улью"37.

37 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т. 23, с. 346.

Неразвитые человеческие отношения, простота труда, жизни - все это вело к тому, что потребности людей были малы и просты. Личность не противостояла тогда обществу, как что-то особое, она была его частью и не осознавала, что она - больше, чем просто часть.

Впрочем, люди тогда еще не были настоящими личностями, индивидуальностями. Их индивидуальность была еще в зародыше, и почвой всего древнего синкретизма было такое состояние мира, когда люди только начали становиться личностями.

И социальная структура общества была тогда как бы синкретической: классовое расслоение по-настоящему только начиналось, оно еще вызревало, набухало изнутри, и общие интересы классов были, возможно, не слабее их противоречий. Царило особое, полуаморфное социальное состояние, которое никогда больше в истории не повторялось, и оно породило особые общественные отношения, особую культуру, психологию - и особую любовь-чувство.

Синкретическое состояние общества вызвало к жизни синкретического человека, а его психология вызвала к жизни синкретическую любовь.

С первого взгляда любовь доэллинской Греции непсихологична, лишена душевных переживаний, живет одними телесными ощущениями. Это видно и в лирике героических и классических времен, и в классической трагедии. Поэтому многие мыслители прошлого, и среди них Гегель, называли ее просто телесным эросом, бездуховной "чувственной страстью", "изнурительным жаром крови".

Но это не так. Духовность в чувствах того времени еще не самостоятельна, она еще не отделилась от своей матери - физических ощущений - и живет внутри них как зародыш, как предвестие чего-то будущего. Это и есть синкретизм чувств, неразличимое смешение в них телесности и духовности - главное свойство тогдашней любви.

Оно-то как раз и делает чувства древних "страстями", "изнурительным жаром крови". Когда в каждом биении чувств сливаются душевные и физические порывы, сила их как бы помножается друг на друга и вырастает в бурю чувств.

Как писала Сафо, которую Платон называл десятой музой Греции:

Словно ветер, с горы на дубы налетающий,

Эрос души потряс нас...

Страстью я горю и безумствую...

Сила этой страсти, сотрясающей человека, - сила телесной страсти, и выражается она как бы в телесных, не духовных ощущениях. Но поэтичность этих ощущений, их эстетическая настроенность - это и есть их духовность, - особая синкретическая духовность, которая живет в лоне телесности и насквозь пропитывает ее.

И в классической трагедии греков, у Эсхила, Софокла, Еврипида, чувства героев - это титанические извержения души. Как будто обычные чувства взяты под увеличительное стекло и от этого резко выросли, стали чувствами-великанами, циклопическими клокотаниями души.

Любовь, ненависть, радость, тоска - все они достигают в классической Греции накала страсти, и эта страсть швыряет человека как песчинку, владеет им как рабом. Накал эмоций, переходящих в страсти, - это, пожалуй, особое свойство именно синкретических чувств и еще одна важнейшая черта классической любви-чувства. Это такой же стержень древней любви, как и неразличимое смешение в ней телесных и духовных ощущений.

Начало индивидуальной любви.

Проходит несколько веков, меняется социальный уклад жизни, строй человеческой психологии - и вся материя любви-чувства. Новый вид любви ярко отпечатывается в римской лирике I века до нашей эры - у Катулла, Тибулла, Проперция, Овидия, Горация, Вергилия.

Вот как Проперций говорит о своей возлюбленной, гетере Кинфии:

Но не фигура ее довела меня, Басс, до безумья;

Большее есть, от чего сладко сходить мне с ума:

Ум благородный ее, совершенство в искусствах, а также

Грация неги живой, скрытая тканью одежд.

Его любовь - уже не единое, а двуединое влечение, и телесное и духовное сразу: это тяга к ее грации, красоте тела - и к ее уму, ее совершенству в искусствах. Калокагатия уже перестает быть неразделимым сплавом, она как бы образует внутри себя сгустки, начинает члениться на "доли". Любовь тут - сложное чувство, единый поток расслоился на разные струи, и разница этих струй уже ярко осознается.

Единство души и тела теряет свою цельность, их смешение сменяется как бы их сложением. Меняются и те слои души, которые одухотворяют тело: теперь в этом одухотворении участвуют не только этические свойства, как раньше, к ним все больше прибавляются и эстетические свойства - красота, изящество, грация. С ходом времени роль этических свойств все больше спадает, красота как бы оттесняет их назад, и центр тяжести идеалов переходит с этических свойств человека на эстетические.

Из любви-чувства исчезает калокагатия - сплав хорошего с прекрасным. Для новой психологии важнее делается тяга к красивому в человеке, чем к хорошему, и это звено какого-то кризиса в любви - одно из первых, неясных предвестий этого кризиса. Так развертывается в те времена путь потерь и приобретений в человеческих чувствах, так расширение и усложнение любви идет рядом с ее сужением.

Это совершенно новое чувство, уже не синкретическое, а как бы слоистое, расчлененное изнутри. И рождение этого чувства - звено в цепи тех огромных психологических и социальных переворотов, которые происходят во времена эллинизма, в IV-I веках до н. э.

Рабский труд в эту эпоху делается фундаментом общества и начинает взламывать его изнутри, на авансцену жизни выходят очень сложные товарно-денежные связи; все это резко меняет и отношения людей, и - через передаточные звенья - их мораль, психологию, всю систему жизненных ценностей. Сходит со сцены старая социальная смутность, старая непроявленность полюсов и противоречий. Все резче очерчивается противостояние сословий, все острее делается обособленность рабов и свободных, богатых и бедных. Общество все больше дробится на слои и ячейки, растет соревновательность людей, их борьба.

Центробежные силы, разрывающие общество, все заметнее нарастают. Внутренний разлад пронизывает жизнь во всех измерениях, старый монолит дробится, его раскалывают миллионы трещин, и глыба делается внутри мозаикой.

Древний синкретизм жизни сходит со сцены. Личность обособляется от общества, начинает все больше осознавать свои отдельные, частные интересы. Частная жизнь личности делается суверенной, противопоставленной всему остальному, и это противостояние резко усложняет всю любовь. Она теперь как бы выдвигается вперед, попадает под увеличительное стекло - и становится куда более многослойной и разветвленной.

Именно в это время и появляется ощущение исключительности любви, ее несравнимости с другими чувствами. Поэты то и дело говорят, что любовь - центр их жизни, самое главное в ней, что она сильнее всего на свете - сильнее уз крови, сильнее даже инстинкта жизни. Любимый человек как бы отделяется от других, и все в нем начинает казаться особенным, неповторимым.

Это было совершенно новое ощущение любви, его не могло рождать синкретическое - доличностное - чувство. Такое ощущение может испытывать только человек-личность, и появление его означает, что родилась любовь личности - в корне новый исторический вид любви.

Не стоит, видимо, думать, что такой была вся любовь тех времен. Речь идет только о вершинах любви, причем любви, пропущенной сквозь сердце художника и поэтому опоэтизированной, утонченной. В жизни было, наверно, куда больше простой любви, и более тяжелой, и тусклой. Но в этих вершинах любви - как и во всяких вершинах - яснее видны те перемены, которые делают эллинскую любовь совершенно новым видом любви.

Рыцарская любовь.

"Известно, что многое в женском отношении к любви отличается от мужского. Влияют ли на эту разницу отличия в социальных ролях женщины, и как это было, в частности, в рыцарской любви?" (Встреча с сотрудниками Министерства тяжелого машиностроения, февраль, 1986).

Вспомним: способность или неспособность любить зависит от того, каким душевным струнам человека помогает его жизненная роль, социальная позиция. У женщин, например, их жизненная роль может во многом не совпадать с социальным положением. Материнство (особенно) и роль жены, домохозяйки больше, чем в мужчинах, рождают в женских душах общечеловеческие струнки - струнки доброты, заботливости, внимания к близким...

Женщины из привилегированных слоев меньше мужчин причастны к тем эксплуататорским занятиям, которые рождают в душе я-центризм. Кроме того, их главные житейские нужды насыщены, нравы смягчены, зашлифованы образованием, а это - по закону возвышения потребностей - может переключать силы души на более глубокие потребности, открывать дорогу к более сложным чувствам. Поэтому положение женщин из привилегированных слоев "благоприятнее" для любви, чем у мужчин, - и благоприятнее, чем у женщин из низших слоев, которые придавлены нуждой и эксплуатацией.

Способность любить - как бы равнодействие многих сил души, направленных в разные стороны, сплетение союзников, врагов, нейтралов... Социальное положение может действовать здесь однолинейно - когда, скажем, оно помогает, или, наоборот, мешает вызревать в душе струнам человеколюбия; а может действовать и двояко - когда одни его стороны враждебны любви, а другие, как у женщин из привилегированных слоев, благоприятны для нее.

А женщины привилегированных слоев действуют, в свою очередь, на мужчин: и косвенно - через воспитание, и прямо - создавая атмосферу тяготения к любви. Так психологические влияния, которые стоят за любовь, могут пересиливать социальные влияния, которые идут против нее.

Эта запутанная вязь влияний и породила, видимо, рыцарскую любовь средневековья - один из самых ярких видов человеческой любви. Она появилась на свет в Провансе, на юге нынешней Франции, и ее главные идеалы вошли в сердцевину земной культуры, стали одной из ее основ.

Это был настоящий культ любви, в основном духовной, платонической - тут она отличалась от античной любви. В этом культе был свой бог - Амур, свои богини - прекрасные дамы, свои служители - трубадуры, свои поклонники - рыцари.

Любовь стала в Провансе служением прекрасной даме, поклонением ей. Дама сердца была для рыцаря неземным созданием, а если и земным, то земной мадонной, воплощением божества. Любовь рыцаря была коленопреклоненным чувством, идеально-возвышенным и утонченно-придворным.

Конечно, возвышенная рыцарская любовь совсем не была массовой, и рядом с ней, как все знают, жили и феодальные нравы, вроде права первой ночи, и обычные земные отношения, и все они были как бы основой той пирамиды, на вершину которой была вознесена рыцарская любовь. Но то новое, что возникло тогда в человеческой любви, шло через ступень рыцарского обожания.

В сословной системе средневековья человек был как бы не человеком, не личностью прежде всего, а функцией, ролью, представителем сословия: рыцарем, духовным лицом, вилланом, ремесленником. Такой же функцией человека - не человеком, не личностью - была для сословных нравов и женщина. Девушка была прежде всего будущей супругой; женщина - прежде всего хозяйкой дома, или матерью наследника, или рабочей силой. Роль человека как бы стояла на первом месте, личность - на втором.

И только в любви женщина была тогда человеком, только в любви рыцарь относился к ней как к Женщине, к личности. Поэтому трубадуры, которые воспевали любовь-преклонение, восставали тем самым против мертвящей власти сословных обычаев. Их гимны любви были страстной мечтой об идеальных и человечных отношениях между людьми. Рыцарская любовь была любовью-утопией, любовью-мечтой, и она была как бы протестом чувства против цепей, в которые тогдашние нравы заковали человека.

Обожествляя женщину, на ее образ накладывали тем самым представление именно о высших человеческих свойствах - красоте, прелести, доброте, грации, уме. Когда-то вознесенные в небеса, эти представления стали теперь возвращаться на землю, меняя самосознание человека, обогащая его в своих глазах.

В рыцарской любви женщина начинает измеряться мерами самых высоких идеалов, которые к тому времени создало человечество. Впрочем, в женщине почиталось тогда не все человеческое, а только то, что было ближе к божественному - ее духовная красота, часто отделенная от ее земной, телесной красоты. Рыцарскую любовь делали здесь половинной, платонически однобокой тогдашние церковные взгляды.

Но до этого обожествлялись, то есть наделялись высшими человеческими ценностями, только земные боги - духовные и светские иерархи. Теперь обожествляется - то есть очеловечивается - женщина, именно как женщина, как человек.

Религиозно-иерархическое обожествление женщины передавало в формах своего времени новое, только что рождающееся и именно человеческое отношение к ней.

Это обожествление было мостиком на пути к гуманизму, который начал вызревать в конце средних веков и появился на свет в эпоху Возрождения. Так любовь людей из привилегированного слоя рождала в жизни островки человечнейших отношений, прокладывала путь высшим идеалам человечности.


Полезные сайты
Foodmenu.ru Кулинарные рецепты
World-Tours.ru: Занимательная география
YTurist.ru: Достопримечательности Россия


просмотров: 1088
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Морские круизы
Search Results from «Озон» Психология.
 
Майк Викинг Hygge. Секрет датского счастья
Hygge. Секрет датского счастья
В Рейтинге стран мира по уровню счастья ООН датчане регулярно занимают первое место. Но как им удается радоваться жизни, когда за окном скверная погода, день так короток, что его и не заметишь, а на работе нескончаемый аврал? Для этого у датчан имеется собственная жизненная философия, которая укладывается в несколько немудреных правил, позволяющих создать атмосферу покоя, тепла и дружелюбия, - хюгге. О том, что это такое, рассказывает в своей книге Майк Викинг, основатель и руководитель знаменитого Института исследования счастья в Копенгагене....

Цена:
509 руб

Джо Диспенза Сила подсознания, или как изменить жизнь за 4 недели Breaking the Habit of Being Yourself
Сила подсознания, или как изменить жизнь за 4 недели
Мозг – это важнейший орган каждого человека. Взаимосвязь мышления, мозга и тела оказывает глубокое влияние на жизнь человека, которое многие недооценивают.
В своей книге Доктор Джо Диспенза рассказывает о функциях и возможностях человеческого мозга и о перепрограммировании мышления с помощью научно обоснованных нейрофизиологических методик, основанных на простой, но могущественной истине: наше будущее зависит от наших сегодняшних мыслей.
Данное пособие содержит ценные практические указания по развитию мозга, позволяющие читателю совершить жизнеутверждающие перемены в теле, разуме, судьбе, взаимоотношениях....

Цена:
305 руб

Эми Ньюмарк Куриный бульон для души. 101 вдохновляющая история о сильных людях и удивительных судьбах
Куриный бульон для души. 101 вдохновляющая история о сильных людях и удивительных судьбах
БОЛЕЕ 500 000 000 ПРОДАННЫХ КОПИЙ
ФЕНОМЕН В ИСТОРИИ КНИГОИЗДАНИЯ
САМАЯ ПРОДАВАЕМАЯ В МИРЕ
СЕРИЯ ИСТОРИЯ УСПЕХА: 1993 ГОД: Книга, которую никто не хотел издавать / #1 New York Times Bestseller / 20 000 проданных копий 2003 ГОД: + 180 новых книг в серии / Серия-бестселлер / 80 000 проданных копий 2013 ГОД: Около 250 книг в серии / Самая продаваемая серия в истории / Более 500 000 000 проданных экземпляров
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
История создания книги "Куриный бульон" вдохновляет не меньше, чем маленькие истории, из которых она состоит. Джек Кэнфилд и Марк Хансен, оба популярные мотивационные спикеры, любили свои выступления "приправить" парочкой вдохновляющих историй. После тренингов многие обращались к ним: "А где можно найти ту историю про девочку-скаута? Я бы купил книгу ее сыну". "А та история про парня и щенка - ее можно где-то прочитать?". В течение года Кэнфилд и Хансен записывали истории, которые пережили сами или услышали от знакомых, и когда их набралось 101 - разослали по издательствам. Они получили 144 отказа. Тогда Джек и Марк решили найти покупателей еще до публикации книги, в надежде переубедить издателей. Они рассказывали о ней своим знакомым и слушателям тренингов, и всех, кто был заинтересован, просила написать расписку о покупке будущей книги. Когда таких расписок набралось более 20 000, Джек и Марк снова обратились к издателям. Книгу напечатали, и все, кто давал обещание, купили ее. А дальше... продажи встали. Джек и Марк не хотели сдаваться. У них была цель - продать 1, 5 миллиона за 1,5 года. Тогда они придумали "Правило пяти": ежедневно совершать по пять активных шагов по продвижению и продаже книги. С этого момента Кэнфилд и Хансен каждый день рассылали по 5 экземпляров журналистам, голливудским звездам, делали по 5 звонков руководителям компаний с предложением подарить книги сотрудникам. В итоге через 1,5 года было продано 1.3 миллиона экземпляров. Издатель попросил написать продолжение.
Со временем книга, которую отвергли 144 издательства, стала одним из самых успешных проектов в истории книгоиздания....

Цена:
224 руб

Энтони Роббинс Разбуди в себе исполина Awaken the Giant Within
Разбуди в себе исполина
Книга рассказывает о наиболее эффективных стратегиях и конкретных приемах, пользуясь которыми каждый человек может взять под контроль свои чувства и эмоции, телесное здоровье, финансы, отношения с окружающими людьми - то есть обуздать все силы, играющие его жизнью и судьбой.

Для широкого круга читателей....

Цена:
749 руб

Карстен Бредемайер Черная риторика. Власть и магия слова schwarze rhetorik: Macht und magie der sprache
Черная риторика. Власть и магия слова
Цитата
"Черная риторика — это облеченная в слова доминанта победителя, убедительная благодаря последовательному использованию всех средств и инструментов, доступных в языковой сфере: вербальных, паравербальных и невербальных, то есть речевых, телесно-речевых сигналов и сигналов, сопровождающих речь".

Карстен Бредемайер


О чем книга
Об умении манипулировать всеми риторическими средствами и методами для того, чтобы в процессе переговоров или выступления оппонент или аудитория пришли к необходимому для вас выводу. О способности отличать, в каком контексте и при каких вопросах ваши аргументы ничего не значат или, наоборот, являются решающими. Автор рассказывает, как устранять противоречия и давать "красную нить" каждому разговору, превращать негативное мышление и поведение собеседника в позитивное и конструктивное, находчиво и элегантно устранять ловушки, в горячих спорах не терять головы и вести себя уверенно.

Почему книга достойна прочтения
  • Книгу отличает новый, нестандартный подход, предлагающий как для начинающих, так и для профессионалов удачное сочетание методов, техник и упражнений для тренировки.
  • Автор — авторитетный специалист в своей области, а от легкого и остроумного стиля изложения получаешь истинное удовольствие.
  • Прочитав эту книгу, вы поймете, насколько велика магия слова, усовершенствуете свое восприятие, отточите свой стиль ведения дискуссий — и начнете вести их совсем по-другому.

    Для кого эта книга
    Для всех, кто хочет уверенно вести любые дискуссии и из любого спора выходить победителем.

    Кто автор
    Карстен Бредемайер — известный специалист в области делового консалтинга и ведущий тренер по коммуникативной технике для всей немецкоговорящей Европы. Ранее руководил группой консалтинговых компаний, на протяжении нескольких лет был консультантом по подготовке в участии в телевизионных программах. Сотрудничает с крупнейшими фирмами, такими как Allianz, Deutsche Bank, Novartis, Pharma, BP, Axel-Springer-Verlag, Deutsche Telekom, Ruhrgas, Gruner+Jahr, Haniel, Wal-Mart, SAP, Sun Microsystems и др. Автор ряда книг, посвященных практической риторике, в том числе "Искусство словесной атаки", "Правила риторики: Как не теряться во время выступления и быть убедительным", "Провокационные продажи: Как выгодно подать себя и свой товар".

    Ключевые понятия
    Риторика, публичные выступления, манипуляции.

    ...

  • Цена:
    349 руб

    Максим Дорофеев Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
    Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
    Практичные, проверенные и обоснованные приемы, которые помогут очистить папку "Входящие", сберечь самый важный ресурс - мыслетопливо, сделать список задач реально работающим и гарантированно добиваться результатов. Несмотря на то, что мы знаем, как надо правильно работать, у многих из нас все равно есть с этим огромная беда! Мы знаем, что нужно правильно расставлять приоритеты, заниматься сначала первоочередными вещами, не отвлекаться на пустяки, когда заняты важным делом, есть слона частями, лягушку - утром, а отвар летучих мышей принимать на ночь... Мы все это знаем, но по какой-то причине все равно делаем все, как привыкли, то есть плохо. Худшее, что можно сделать в этой ситуации - это начать винить себя в своей несобранности, в результате чего нажить себе массу комплексов и работать еще хуже, только при этом еще и начать ненавидеть всех окружающих. Скорее всего все эти правила и рекомендации не работают по той же причине, по которой ужастики на пачках сигарет не останавливают курильщиков. Видимо, есть что-то эдакое в нашем мозгу, что делает нас такими. В случае курильщиков - это наркотическая зависимость. В случае же неспособности доводить дела до конца - это упущение из виду простых в понимании, но очень важных особенностей работы нашего мышления, которые делают нас не такими уж и рациональными, насколько мы от себя ожидаем. Максим Дорофеев в своей книге доступно объясняет, как мы устроены и почему так происходит. Он собрал тот сплав навыков и знаний, который в свое время спас его мозг от коллапса перегрузок и, опираясь на современные взгляды психологии и физиологии человеческого мозга, донес его до читателя простым языком. Из книги вы узнаете: Как устроено наше мышление и память; Где мы теряем мыслетопливо - неэкономно тратим ресурс нашего мозга; Как сохранять мыслетопливо, концентрироваться, правильно формулировать задачи и восстанавливаться для продуктивной работы; Как внедрить все полученные знания в жизнь и избежать типичных ошибок. Надо ли вам читать эту книгу? Автор предлагает достаточно простой способ понять, стоит ли вам читать эту книгу дальше и насколько она в принципе может оказаться для вас полезной. Итак: 1. Поставьте таймер (например, в вашем смартфоне) на 10 минут; 2. Сядьте поудобнее; 3. Закройте глаза и попытайтесь вспомнить все, что вы делали сегодня и вчера, в обратном хронологическом порядке - событие за событием; 4. Каждый раз, когда вы вспоминаете что-то такое, что чуть не забыли - вносите это в список перед собой; 5. Если вы вспомнили сегодняшний и вчерашний день, а будильник еще не прозвенел, продолжайте ждать его звонка с закрытыми глазами. Вам определенно стоит читать эту книгу дальше, если звонок будильника застал вас в любой из следующих ситуаций: 1. Вы без остановки записывали дела, которые вам срочно надо сделать; 2. Вы "быстренько отправляли еще одно письмо по электронной почте"; 3. Вы залипли в соцсети, после того как решили "быстренько проверить, что там"; 4. Вы вспомнили об этой книге спустя сутки или больше. Для кого эта книга Это книга для специалистов и аналитиков, менеджеров, владельцев малого и среднего бизнеса, студентов экономических специальностей. Цитаты из книги: Логика мозга Практически всегда, когда стоит выбор между важным делом и срочным делом, мозг стремится выбрать... понятное. Замкнутый круг Как это типично для нас: мучиться бессонницей из-за мыслей о работе, после чего на работе испытывать сложности с выполнением даже простейших задач, так как мы не выспались и голова не соображает. Вникайте Часто неспособность выполнить задачу за небольшой обозримый кусок времени свидетельствует не столько о трудоемкости задачи, сколько о слабом понимании того, что конкретно надо сделать. Отвлечения Когда нам нечем заняться, взгляд сам ищет себе развлечения: мы начинаем читать рекламу на щитах, обращать внимание на передачу по радио или всматриваться в движущиеся картинки в телевизоре. Записывайте! Каждый раз, когда кто-то просит вас сделать что-нибудь, а вы отвечаете "да-да, я запомню", вы тут же очень сильно снижаете свою способность думать. Прокрастинация Бездумное откладывание на потом задач, которые вам противно делать сейчас, приведет к тому, что самый дальний угол вашего списка задач превратится в прокрастиногенный могильник....

    Цена:
    800 руб

    Джон Рэйти, Эрик Хагерман Зажги себя! Жизнь - в движении. Революционное знание о влиянии физической активности на мозг
    Зажги себя! Жизнь - в движении. Революционное знание о влиянии физической активности на мозг
    О книге
    Знаете ли вы, как справиться со стрессом, улучшить настроение, предотвратить проблемы с памятью и развить интеллект? Нужно просто разогнать свой пульс и как следует попотеть.
    В этой книге доктор медицины Джон Рейти убедительно доказывает: что хорошо для тела, хорошо и для мозга. Занятия спортом, направленные на развитие тела, развивают и наш мозг.
    Физическая активность "зажигает" позитивные процессы в мозге:
    • способствует выработке необходимых нейрохимических веществ;
    • укрепляет нейронную сеть;
    • помогает победить стресс, тревожные состояния, депрессию, в том числе послеродовую у женщин, старческое слабоумие;
    • помогает справиться с алкоголизмом, курением и наркотической зависимостью;
    • поворачивает вспять некоторые из неизбежных процессов старения, происходящие в нашем мозге;
    • повышает выработку серотонина, норэпинефрина и дофамина.
    Джон Рейти приводит научные доказательства, примеры из жизни и предлагает конкретные методики.

    Для кого эта книга
    Для всех, кто хочет снизить уровень стресса и поддерживать память и мышление на высоком уровне....

    Цена:
    649 руб

    Ицхак Калдерон Адизес Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует The Ideal Executive: Why You Cannot Be One and What to Do About It
    Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует
    Цитата
    "Идеального менеджера невозможно найти просто потому, что он представляет собой верх совершенства, а совершенный менеджер - такое же мифическое существо, как и единорог".
    Ицхак Адизес

    О чем книга
    Книга известнейшего в мире специалиста по повышению эффективности организаций посвящена избитому, но в то же время вечно актуальному вопросу - как стать идеальным менеджером. Автор уверяет: идеальным быть попросту невозможно, но можно отшлифовать грани своей личной эффективности и быть эффективным в одной, максимум - в двух областях.

    Почему книга достойна прочтения
  • Неординарный взгляд на привычные догмы менеджмента.
  • Крушение стереотипного подхода к организации рабочего процесса и, как следствие, к достижению поставленных целей.
  • Тонкая связь менеджмента с отношениями в семье и обществе.
  • Универсальность описанных четырех функций менеджмента позволяет отнести книгу к любым областям применения.


  • Для кого эта книга
    Книга адресована руководителям, сотрудникам кадровых агентств и всем тем, кого интересуют вопросы управления организацией.

    Кто автор
    Ицхак Адизес является основателем и генеральным директором Института Адизеса, организации, специализирующейся на управлении изменениями, имеющей филиалы в США и в 14 других странах. Адизес известен своей теорией жизненных циклов компаний, а также подходом к типологии руководителей. Является автором семи книг, переведенных на 22 языка, и читает лекции в более чем 40 странах. Его книга "Корпоративные процессы: как организации растут и умирают, и что с этим делать?" считается классическим пособием в теории управления и была выбрана в качестве одной из 10 лучших бизнес-книг в Library Journal. По итогам рейтинга "100 лучших консультантов в сфере лидерства" издания Executive Excellence (2008-2009 г.) Адизес занимает 28-е место.

    Особенности оформления книги
    Мягкая обложка



    ...

    Цена:
    459 руб

    Дэвид Перлмуттер, Кристин Лоберг Еда и мозг. Что углеводы делают со здоровьем, мышлением и памятью Grain Brain: The surprising Truth About Wheat, Carbs, and Sugar - your Brain`s Silent Killers
    Еда и мозг. Что углеводы делают со здоровьем, мышлением и памятью
    Многие из нас слышали о вреде жирной или жареной пищи, о вреде мяса или молочных продуктов. Но то, что углеводы (сахар, хлеб, крупы, макароны, рис) разрушают наш мозг -неожиданная новость. Автор книги - известный невролог и специалист по вопросам питания Дэвид Перлмуттер за годы практики установил связь между тем, что мы едим, и работой нашего мозга. Он доказал, что проблемы с памятью, стресс, бессонница и плохое настроение лечатся отказом от определенных продуктов питания. Тем, кто не страдает подобными проблемами, правильная диета поможет сохранить хорошее самочувствие и остроту ума. С помощью данных последних исследований в области неврологии и случаев из своей практики автор доказывает, что здоровье мозга в наших руках....

    Цена:
    569 руб

    Роман Аргашоков Деньги есть всегда. Как правильно тратить деньги, чтобы хватало на все и даже больше
    Деньги есть всегда. Как правильно тратить деньги, чтобы хватало на все и даже больше
    Эта книга-тренинг - результат 10-летнего профессионального и личного опыта Романа Аргашокова, одного из лучших экспертов по управлению деньгами и увеличению доходов. В ней - простые методики получения финансовых результатов. Вы остановите утечку денег "сквозь пальцы"; избавитесь от долгов; достигнете крупных материальных целей (машина, квартира, загородный дом); создадите финансовую защиту (резерв денег, страхование жизни и здоровья); увеличите доходы; заработаете на инвестициях и обретете уверенность в завтрашнем дне.


    Фишки книги

    - простые методики, результат 10-летнего профессионального опыта автора,

    - максимально отшлифованная система управления деньгами, проверенная автором на себе и более чем 5 000 своих учеников,

    - в каждой главе есть задания. Вспомогательные материалы для выполнения заданий можно  получить на электронную почту,

    - в конце каждой главы есть резюме,

    - легкий и понятный текст, есть анекдоты и смешные рисунки.

    Для кого эта книга

    Для всех, кто хочет oстановить утечку денег "сквозь пальцы" и сделать так, чтобы в кошельке всегда были наличные; избавиться от долгов; достичь  крупных материальных целей (машины, квартиры, дома и т.д.); создать  финансовую защиту (резерв денег, страхование жизни и здоровья); увеличить доходы, заработать на инвестициях и  обрести  уверенность в завтрашнем дне.

     

    Почему мы решили издать эту книгу

    Потому что она практична и действенна: подтверждена личным опытом автора и опытом нескольких тысяч его учеников.

    Об авторе

    Роман Аргашоков - эксперт по управлению личными финансами, директор "Центра финансовой культуры" предприниматель, автор и преподаватель курса "Финансовый эксперт" в Финансовом университете при Правительстве РФ (филиал в СПб). Вошел в рейтинг "Молодых миллионеров" Санкт-Петербурга 2014 года по версии газеты "Деловой Петербург".

     

    Отзывы

    "Книга "Деньги есть всегда" - не о том, как отказывать себе во всем. Она про то, как правильно тратить".

    Игорь Васильев, директор Управления по работе с состоятельными клиентами Северо-Западного банка ПАО "Сбербанк России"

     "В 2012 году я пришла на курс Романа Аргашокова "Деньги есть всегда" с целью оптимизировать свои расходы и увеличить доходы. На тот момент имея валютную ипотеку с ежемесячным платежом более 1000 долларов, я испытывала страх, что не успею ее выплатить до выхода на пенсию. По рекомендациям Романа мы выявили ненужные траты, составили бюджет и перешли к теме увеличения доходов. Я увидела, где недополучаю деньги и увеличила доход в два раза. Это позволило закрыть ипотечный кредит за 2 года вместо 14 лет". 

    Надежда Молчанова, исполнительный директор в строительной компании, выпускница курса "Деньги есть всегда".


    ...

    Цена:
    305 руб

    2008 Copyright © 1000show.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика