Про любовь и брак
Еще о вечном. Эффект присутствия.
Еще о вечном. Эффект присутствия. Странные ощущения любви.

Возможно, подсвечивание любви психоэнергетикой поможет хоть чуточку приподнять завесу и над другими странными ощущениями любви. Одно из таких ощущений - как бы эффект присутствия; его открыл Бунин в "Митиной любви", шедевре любовной литературы, "Ромео и Джульетте" двадцатого века.

Любовь резко переменила все отношение Мити к людям, к вещам, к миру, и в нем все больше утверждалось странное чувство. Ему казалось, что весь мир плывет, как в зыбком мареве, вещи теряют свой четкий очерк, и в каждой как будто появляется своя душа, живет еще что-то сверх нее самой.

Это что-то, эта душа, которая в них живет и одухотворяет все в них, - его любовь к Кате. Она присутствует в каждом листе, в каждом крике птицы, в каждом комке земли. Тысячи нитей как бы свились между ним и миром, и все напоминает ему о Кате, на всем колеблется отблеск его любви к ней.

Что такое этот эффект присутствия? Почему он есть во всякой сильной любви?

Любовь внедряется во все самые потаенные уголки души, ее ощущения всегда есть в человеке, они пропитывают собой все его чувствования, все подсознание - это и создает эффект присутствия. И поэтому любовь - не просто особое чувство среди других чувств. Это еще и особая настроенность всех других чувств человека, особое состояние всего организма: как бы негаснущее вдохновение всех чувств, как бы скрытый экстаз всей души человека...

Может быть, у любви как чувства есть особая энергия. Это не биологическая половая энергия, которая есть у каждого человека. Это, видимо, психобиологическая энергия - сплав чисто биологической, половой энергии и какой-то "икс"-энергии - чисто психологической, эмоциональной энергии любовного тяготения.

Вспомним: в разделенной любви совершенно по-особому работает весь организм человека, вся его нервная и гормональная система, все чувства, инстинкты, воля. Возможно, эта согласная, "любовная" работа всех систем организма и порождается особой энергией любви. А может быть, и наоборот: именно сплав разных энергий - половой, нервной, духовной - и создает эту особую энергию любви.

В биологии есть термин синергия (по-гречески "со-силы", "со-энергия"). Когда несколько мышц работают вместе, их соединенная мощь равна не сумме этих сил, а их произведению. Силы, которые действуют соединенно, не складываются, а помножаются друг на друга, и возникает со-энергия - энергия в квадрате, в кубе.

Закон синергии - один из главных, пожалуй, мировых законов, может быть, даже центральный закон всякой жизни, - от жизни клетки до жизни мозга: наверно, никакая жизнь не была бы возможна без союза многих жизненных сил - биофизических, биохимических, био- и психоэнергетических...

Возможно, этот коренной закон космоса служит и каким-то коренным, неясным для нас законом "надземно-земного" чувства - любви. Возможно, именно его сверхэнергия (синергия) и дает любящим их странные психоэнергетические способности, и они в каждом переливе жизни видят отсветы своей любви.

Мировая величина.

И именно потому, что все в мире какими-то непонятными нитями связано с любимым человеком, значение этого человека невероятно вырастает.

"Весь мир разделен для меня на две половины, - говорит Андрей Болконский, который любит Наташу, - одна - она, и там всё счастье, надежда, свет; другая половина - всё, где ее нет, там всё уныние и темнота".

Любимый человек делается для того, кто любит, мировой величиной. В любящем рождаются странные внутренние весы, на которых одинаково весят один человек - и весь земной шар, одно существо - и все человечество. Он один равен миллиардам людей, один занимает в душе столько места, сколько остальные миллиарды.

Откуда берутся такие загадочные ощущения, почему любимый затмевает для любящего всех людей? Пожалуй, ответить на это можно только приблизительно, сравнением. Когда человеку смертельно хочется есть, другие его ощущения тускнеют, чувство голода заслоняет собой весь мир - и пронизывает все другие чувства.

Любовь - тоже голод по человеку, чувство невероятной психологической необходимости в нем. Это, может быть, самый острый душевный голод, и чем он сильнее, тем больше места в душе занимает любимый человек.

Это, конечно, оптический обман чувств, и тут лежит одно из самых коренных, самых обманных - и в то же время самых истинных - противоречий любви. Любимый человек и в самом деле равен для любящего всему человечеству: только он один на земле может насытить самый глубокий голод любящего. Он для него как бы абсолютная ценность - ни с чем не сравнимая, важнее всех важных, главнее всех главных. Но для других людей - "объективно" - он такой же, как все, ничем не лучше других.

В этом странном чувстве есть что-то похожее на отношение младенца к матери. Мать для младенца - тоже мировая величина, уникальное существо во Вселенной. Она насыщает все его запросы, она для него податель жизни, полпред человечества, пестующая сила Вселенной. Все его радости, все избавления от горестей дарует ему она, поэтому мать для младенца и равна всему человечеству...

Психологические линзы, которые в миллионы раз увеличивают размер любимого человека, вырастают еще в душе младенца. Фантастические, обманные пружины взрослой любви рождаются в людях как самое точное, самое зеркальное отражение материнской роли для малыша. Эти сказочные и подсознательные пружины входят во взрослую любовь как перенос беспомощного младенческого обожествления матери на любимого человека. В каждой нашей любви горит отблеск самой первой, самой сильной, самой коренной любви человека - любви к матери, которая делает его человеком...

И раз это так, то детская любовь к родителям - не только детская любовь, но и еще что-то сверх нее - как бы репетиция, как бы подготовка взрослой любви. У психологии чувств есть, видимо, закон: всякое раннее чувство - это и породитель более позднего, создание струн для него. Поэтому детская любовь к родителям - это и выращивание будущей взрослой любви, закладка ее глубинных фундаментов. И можно, пожалуй, сказать: какой была у человека детская любовь к родителям, такой во многом будет и взрослая любовь.

Во взрослой любви, как и в младенческой, любимый человек делается мировой величиной по той же причине: только он один во Вселенной создает уникальнейшую вещь, которую не способен создать никто, кроме него, - счастье.

Он один способен дать любящему - пусть ненадолго - маленькую личную утопию, маленький рай на земле. Именно поэтому он занимает в его жизни непомерное место - как бог для верующих, как мать для младенца, как звезда для своей планеты.

Гегель, видимо, недаром называл любовь религией сердца, а в древней Индии недаром считали, что любимый становится для любящего божеством. Под маской метафоры здесь таится глубокая психологическая истина - одна из главных загадок любви.

Несчастная любовь.

Сильная любовь - как бы культ любимого человека. Все, что он делает, думает, говорит, резко вырастает под увеличительным стеклом любви. Но именно потому, что любовь может дать огромное счастье, неразделенная любовь дает огромное горе.


"Можно ли преодолеть любовь? Как пережить ее и забыть? Как быть, когда любимый человек для тебя все, а он ушел, ушел к другой? И нет ничего: ни радости в доме, ни уюта, ни понимания друзей. Только тяжесть с утра до ночи, и надрывно болит сердце, а любовь даже и не слабеет. Меня ничто не интересует, я никого вокруг не замечаю, в душе какая-то вязкая тоска, и все засасывает, засасывает, не отпускает..." (Неля Д., Ставрополь, июнь, 1980).

Как грустно сказал современный юморист, чем неразделеннее любовь, тем ее больше. Несчастная любовь - это больная любовь, и она действует на нас как настоящая болезнь. Горе, тоска, гнетущее настроение - это не бестелесный туман, застилающий душу. В минуты горя происходит настоящее, буквальное отравление организма, и душевная боль, которую испытывает человек, - это и настоящая физическая боль нервов. Многие, наверно, слышали выражение "адреналиновая тоска": в моменты горя в кровь человека выбрасываются резко возросшие потоки адреналина, они, видимо, дают и усиливают гнетущую и совершенно физическую тяжесть, от которой "ломит душу", "рвет сердце".

Каждая клетка организма утяжеляется, тело набухает гнетом тяготения; так бывает в болезни, когда резко ослаблена выработка здоровой жизненной энергии - энергии антитяготения, взлета, которая делает нас легкими, полувоздушными... Энергетика тоски - род больной энергетики, и когда она царит в человеке, нехватка светлой, легкой энергии усиливается избытком темной, тяжелой энергии.

В XI веке знаменитый Авиценна - Абу Али Ибн Сина - исцелял юношей, которые таяли от несчастной любви, теряли сон и аппетит. От недугов любви он лечил их любовью - от подобного лечил подобным. Стала легендой история, когда ни один врач не мог вылечить уже почти бездыханного принца, потому что никто не нашел причину его болезни. Ибн Сина догадался, что болезнь вызвана его робкой и безгласной любовью, настоял, чтобы родители принца посватались к возлюбленной, - и вернул юношу к жизни.

Он умел распознать, кого любит упорствующий в молчании юноша. В "Каноне врачебной науки" (1020 г.) Ибн Сина писал:

"Любовь - заболевание вроде наваждения, похожее на меланхолию... Определение предмета любви есть одно из средств лечения. Это делается так: называют много имен, повторяемых неоднократно, а руку держат на пульсе. Если пульс очень изменяется и становится как бы прерывистым, то, повторяя и проверяя это несколько раз, ты узнаешь имя возлюбленной.

Затем таким же образом называют улицы, дома, ремесла, роды работы, родословия и города, сочетая каждое название с именем возлюбленной и следя за пульсом; если он изменяется при повторном упоминании какой-либо из этих примет, ты собираешь из них сведения о возлюбленной, о ее уборах и занятиях, и узнаешь, кто она...

Если ты не находишь другого лечения, кроме сближения между ними, дозволенного верой и законом, - осуществи его" (Цит. по книге: Гагарин Ю., Лебедев В. Психология и космос. 3-е изд. М., 1976.)

В ФРГ произошел анекдотический случай, который обошел всю печать мира. Молодой служащий, получив "нет" в ответ на признание в любви, буквально заболел от душевных страданий. Заболел так, как болели от несчастной любви в "Тысячи и одной ночи", в арабских и персидских преданиях и поэмах, в индийской и европейской рыцарской литературе средних веков. Несколько дней он чах, таял, не мог есть, пить, ходить - и хозяин уволил его за прогул.

Молодой человек подал в суд, суд назначил экспертизу, и экспертиза решила: любовное страдание - вид нервного шока, болезнь, которая требует лечения, как и все нервные расстройства. Суд постановил считать причину прогула уважительной, и молодой человек был восстановлен на работе.

Умирающая любовь может агонизировать долго, и если ее не лечить - радостями, отвлечениями, новыми увлечениями, - она может сделаться хронической и мучить человека долгие годы. В нас как бы умирает раздробленный кусок души, и как тело, у которого отрезало руку, так и душа, у которой отрезало любовь, жестоко страдает от увечья.

Что происходит в это время в нашей психике, как именно рушится, распадаясь на осколки, главный из воздушных замков нашей души? Мы видим только отдаленное эхо глубинных и очень многоэтажных сдвигов, которые совершаются в наших недрах, а их больную суть, их вывихнутое живое строение мы не знаем.

Наверно, придет время, когда психологи будут относиться к несчастной любви как к "любовному неврозу"; они станут изучать запутанную мозаику гибнущих ощущений, больные слияния нервных токов - то, что составляет агонию любви. Тогда-то (патология открывает скрытое в норме) могут раскрыться и кое-какие загадки самой любви - чувства, сотканного из загадок.


"Я полюбила женатого человека, полюбила по-настоящему и впервые. Мне 21 год, ему 32. Для него это просто мимолетное увлечение, и вообще он дон-жуан по своей натуре. Любовь к нему делает меня глубоко несчастной. Через полгода он уедет навсегда, и тогда у меня не будет никакого выбора. А что делать сейчас? Мы живем в общежитии в соседних комнатах, и я каждый день его вижу. Может быть, призвать на помощь всю свою волю?"

Видно, что писала это зрячая, рассудительная девушка, хотя рядом со зрячестью в ней живет слепота. Она видит его изъяны, понимает безнадежность своего чувства, но все-таки надеется на чудо, и в этом двоении, в этой власти иллюзий - одна из сутей любви. В ней воюют враждебные лагеря - разум, который видит изъяны любимого, и сердце, которое не хочет ничего видеть и рвется к нему...

Совсем как у Шекспира:

Мои глаза в тебя не влюблены,

Они твои пороки видят ясно.

А сердце ни одной твоей вины

Не видит и с глазами не согласно.

Двойное чувство девушки - это скорее всего не любовь, а влюбленность, причем больная, разорванная, из тяготений и отталкиваний. В юности это, к сожалению, встречается очень часто, и такое чувство-ловушка, чувство-капкан портит жизнь многим людям.

Как лучше вести себя в таких случаях? По-моему, лучше всего поскорее выбираться из капкана, потому что чем дольше ты из него не выберешься, тем больнее и тяжелее будет сделать это. Двоение чувства и разума часто ведет к несчастьям, а несчастная любовь может рождать черные, иногда непоправимые драмы.

Смерть от любви.

"Ему было всего 18 лет. Он очень любил ее, все время ждал звонка и смотрел на нее с восхищением. Сначала дела у них шли хорошо, но прошлым летом она с ним порвала. Он мучился и страдал целый месяц, а потом отравился газом. Оставил записку: "Простите, мама и папа, что причиняю вам боль, но мою боль вынести нельзя. Я пробовал терпеть, но это выше моих сил. Я не могу жить без нее, не могу выносить это невыносимое мучение".

В этот последний месяц он несколько раз перечитал Куприна "Гранатовый браслет" и Гёте "Страдания молодого Вертера".

Глупый мальчик, зачем он так сделал? Ведь, потерпи он еще немного, и горе начало бы уменьшаться. И мы тоже чувствуем себя виноватыми, что не предвидели его поступок, не предусмотрели, до какого шага может довести сына отчаяние.

Но не только мы виноваты. У нас вообще не учат детей и молодежь, как переносить личное горе, как стойко выдерживать несчастье. А как же можно не учить? Ведь от этого зависит жизнь или смерть...

Мать. Отец. (Ленинград, май, 1980)".

У погибшего мальчика, судя по письму, была психология интроверта (от латинского "интра" - внутрь - замкнутый на себе, обращенный внутрь себя): его душевная энергия больше шла в переживания, чем в действия (помните - "он все время ждал ее звонка"). На таких людей, когда они раздавлены горем, может остро повлиять отчаянный чужой пример, и родители не зря написали, что он несколько раз перечитал перед смертью "Гранатовый браслет" и "Страдания молодого Вертера".

Через полвека после появления своего "Вертера" Гёте как-то сказал: "Я всего один раз прочитал эту книжку, после того как она вышла в свет, и поостерегся сделать это вторично. Она начинена взрывчаткой! Мне от нее становится жутко, и я боюсь снова впасть в то патологическое состояние, из которого она возникла"13.

13 Эккерман И. П. Разговоры с Гете. М., 1981, с. 466.

Вспомним и Куприна: его Желтков любит робко, безгласно, из тихого далека; это как бы возрождение рыцарской любви средних веков - смиренного восхищения, коленопреклоненного чувства, которое похоже на падение верующего ниц перед мадонной.

Его любовь - большое чувство маленького человека, она вся состоит из обожания - снизу вверх - и самоотречения. У него нет никакой надежды на ответное чувство - так он несоизмерим с той, кого любит, так расколоты они всем укладом их жизни - маленький чиновник и аристократка.

Безнадежная любовь вобрала в себя всю его жизнь, захватила все пространство его души, вытеснив оттуда все остальное. В ней сгустился весь смысл его жизни, а вся жизнь вне ее потеряла свой смысл. Это любовь-болезнь, чувство, которое можно назвать "мономания" - единственная и всепоглощающая страсть (от греч. "моно" - единственный и "мания" - болезненная страсть).

И в предсмертном письме к ней он вспоминает, как обрушилось на него наводнение любви: "В первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека, прекраснее вас и нежнее. В вас как будто воплотилась вся красота земли..."

Она для него мировая величина, никто под небесами не может сравниться с ней: она так же возвышается над всеми женщинами, как богиня возвышается над всеми людьми. Такое представление о любимом как об уникальном, наивысшем в мире существе и питает любовь-иллюзию, любовь-экстаз, предельно романтическую и мономаническую.

Вся его жизнь - только в надежде видеть Ее, и когда у него отнимают эту надежду, его лишают единственного фундамента жизни. И смерть для него - спасение от жизни, которая хуже смерти, от пытки мучительного существования.

У несчастной любви есть, видимо, психологический закон: сила ее горя равна глубине чувства, сила крушения равна высоте взлета. Но смерть любви - болезнь, которая проходит. Смерть от любви - лекарство, которое неизмеримо хуже болезни; надо ли рубить голову, чтобы снять с шеи ярмо?

Есть масса тяжелых ошибок, которые можно исправить. И есть одна, которую исправить невозможно: смертная казнь над самим собой.

Жертвы любви часто не знают одной легкой для понимания, но очень трудной для исполнения вещи. Взрыв боли можно усмирить таким же взрывом воли - или упрямым, марафонским терпением. Только первые муки гибнущей любви невыносимы: если перетерпеть, перестрадать их, они пройдут обязательно, с астрономической неизбежностью.

Смерть любви - это смерть части души; но эта часть души возрождается, снова вырастает. У юных - знать это исключительно важно - такое заживление души идет куда скорее, чем у взрослых. Раны их зарастают быстрее и бесследнее - тут лежит для них еще одна надежда и еще одно смягчение беды.

Но, пожалуй, самое главное, чего не знают юные смертники любви, состоит вот в чем. Будущее счастье для них более вероятно, чем для тех, у кого не было краха любви. И причина здесь именно в том, что у них есть опыт несчастья - великий душевный опыт, который дает душе безотчетное знание подводных камней любви, подсознательное умение обходить их. Это один из лучших учителей души, и поэтому на тех, кто прошел сквозь любовную катастрофу, как бы действует закон возмещения: шансы на будущее счастье у них возрастают.

Чем одаряет нас несчастная любовь?

"Неверно, что у переживших крах возможность счастья увеличивается. Не надо золотить пилюлю: я думаю, они в таком же состоянии неопределенности, как и все, и у них все может быть - и счастье, и новое несчастье" (Новосибирский академгородок, ДК "Академия", июнь, 1980).

Что ж, спор идет вокруг очень загадочной и очень двоякой вещи. Как именно влияет на душу несчастье, какие сплетения невидимых нитей приводит в ход - во всем этом куда меньше ясного и куда больше неясного. Верно, что у тех, кто пережил любовный крах, может быть и новый крах. Несчастье в любви - не гарантия от нового несчастья, и бывает даже, такие несчастья идут чередой... Так случается с человеком, который не умеет учиться счастью у несчастья.

Но во многих из нас эти несчастья как бы включают подспудные двигатели психологического самосохранения. Как организм вырабатывает антитела против враждебных микробов, так и душа вырабатывает свои защитные "антитела". Обжегшись на одном типе людей - которые ей не по плечу - или на одном типе поведения - которое не ведет к цели, - душа начинает неосознанно опасаться этого типа людей или этого типа поведения. В подсознании бурно расшатываются любовные компасы, идеалы, ориентиры, сотрясаются и трещат невидимые устои поведения - идет безотчетный пересмотр всего, что привело к краху.

Выходу из этой невидимой ломки очень мешает вспышка неполноценности, которая всегда разражается после любовного краха: она как бы впрыскивает в душу яды безысходности, парализует ее.


"Я пережила несчастную любовь, и у меня в душе осталась пустота. Если я и увлекаюсь кем-то, то ненадолго. Мне кажется, что я уже просто не способна полюбить еще. А вы говорите, что у несчастных в любви больше шансов на счастье! Г., 19 лет " (Москва, ноябрь, 1984).

Такие настроения как раз и рождает нам чувство неполноценности. От чего зависит здесь будущее счастье или несчастье? От того, кто победит в идущей внутри нас неосознаваемой схватке - энергия силы или бессилия. От того, сумеет ли наше сознание помочь этим полуслепым беззвучным землетрясениям, этому перекраиванию душевной подпочвы.

Когда сознание умно помогает подсознанию, душа начинает яснее видеть, кто ей под стать и какое поведение лучше ведет к цели. Она как бы прицельнее ощущает, в кого можно влюбляться и какое поведение дает больше шансов на ответное чувство.

Первые влюбления, как правило, идут вслепую, и чаще всего бывают безответными. Большинство из нас проходит в юности школу несчастной любви, и это, пожалуй, благодатная школа.

Известные воспитатели Никитины учат детей падать раньше, чем ходить; так же, наверно, и в любви - чем раньше мы научимся падать, тем лучше будем и ходить. Может быть, это и злой парадокс, но для юных несчастная любовь - благо. Пожалуй, в юности стоило бы даже радоваться несчастной любви, потому что она - как корь или свинка: чем раньше ее перенесешь, тем глубже иммунитет, невосприимчивость; чем позже - тем она больнее и тем тяжелее осложнения от нее.

Горе может стать путем к радости, несчастная любовь - трамплином к счастливой любви. Все зависит здесь от того, сумеем ли мы учиться у горя - учиться понимать себя и других, учиться победительному поведению, которое завоевывает ответное чувство...

Культура горя.

У нас нет культуры одоления горя, перетерпливания несчастья, нет культуры выхода из трагических положений. Докультура здесь - как удвоитель горя, она резко усиливает и продляет его. Умение удерживать боль, способность переключать себя, перекрывать потоки горя потоками других чувств - это психологические ослабители боли, они помогают человеку выходить из кризиса быстрее и умудреннее.

Древние греки умирали с улыбкой, улыбка поддерживала им дух, помогала и в момент смерти оставаться человеком - и этим облегчать себе смерть. Спартанцы недаром учили детей презирать боль - "я выше тебя, боль, мой дух сильнее". И сейчас еще улыбка, как защита от горя и способ уменьшить его, живет в Японии. Японцы мужественно улыбаются в горе, скрывают свое горе за улыбкой - и от этого в душе у них растут струнки стойкости, которые закаляют их, помогают легче переносить горе.

И на Руси душевная стойкость всегда была основой народной культуры, но в наш век ее убивает изнеживающее кисейное воспитание.

Видимо, главное в культуре горя - действовать, не быть щепкой в засасывающем омуте тоски: усиливать свои слабые места, лечить себя самопознанием, радостями, новыми впечатлениями или - клин клином - новыми увлечениями...

Действия требует от нас само устройство человеческих чувств, сама односторонность их мозговых механизмов. У несчастного человека царит в мозгу доминанта тоски, двойная черная оптика. В каждом сигнале жизни, в каждом впечатлении, даже самом ярком, эта оптика резко преувеличивает темные стороны и резко уменьшает светлые. Черный дальтонизм чувств отравляет человека, вызывает у него упадок всех сил - депрессию.

Но в мозгу есть и механизм защиты от взбесившейся доминанты, его нашли недавно нейрофизиологи из Ленинградского института экспериментальной медицины. Это как бы гаситель, переключатель эмоций, он противится диктатуре любой эмоции, разгулу любой доминанты: он создает вокруг нее зоны торможения и этим самым мешает ей втягивать в себя чужие ощущения, покорять соседние зоны мозга.

Потому-то (парадокс эмоций) после бурного веселья наступает непонятная грусть, а смерть близкого может вызвать всплески нервного смеха - неловкого, стыдного, неожиданного. Такие парадоксы как раз и рождает переключатель эмоций - защита мозга от губительной односторонности. Но тяжелая тоска может и подавить этот переключатель, вывести его из строя, и чтобы помочь ему, нужны упорные усилия - часто через силу, на одной воле...

Нейрофизиологи из Института высшей нервной деятельности и 1-го Московского мединститута установили: пассивное поведение продляет жизнь тягостных чувств; активное, деятельное запускает переключатель этих чувств.

Исключительно важен здесь наш подход к своему горю, умение видеть его истинный размер. Когда-то прославилось отношение к горю римского полководца Павла-Эмилия. Он одержал победу над врагом, но у него погибли оба сына. Римляне верили тогда в закон расплаты, по которому каждое добро уравновешивается злом и за каждую победу приходится платить бедой. И Павел-Эмилий сказал народу на форуме:

- Моя душа, полная мучительной тревоги и опасений за будущее Рима, была избавлена от страха в ту минуту, когда мой собственный дом погиб в ужасном крушении... Теперь я больше не боюсь великих опасностей и твердо верю, что ваше благополучие укреплено на долгое время".

Вот парадокс сильной души, которая поняла свое горе как избавление от горя других людей. Человек меняет этим весь угол своего взгляда на горе. Он видит в нем не только зло для себя, но и благо для других - жертву, принесенную для общего спасения. Он выходит за пределы своего "я", смотрит на свое горе с вершины общих судеб - и оно облегчается чужим благополучием, которое завоевано ценой своего горя.

Но какой урок может извлечь отсюда обычный человек, который к тому же не верит в закон расплаты? Пожалуй, прежде всего психологический: основа основ культуры горя - выходить из него лучше всего деятельно и не в одиночестве. Человек очень помогает своему горю, когда он сам помогает другим. Эта помощь другим дает ему потоки приятных чувств, положительных эмоций, и они лечат его душу, поднимают самоощущение, ослабляют вспышку неполноценности.

Пожалуй, полезнее всего в горе - это помогать чужому горю: лечение чужого горя может быть лучшим лекарством для своего. Свое горе перестает быть главным центром сосредоточения, уравнивается в чем-то с чужим, и это уменьшает тягостные чувства. А помощь чужому горю рождает в подсознании целительные чувства, улучшает соотношение светлых и темных эмоций.

Работает как бы психологический закон бумеранга, рикошет добра: чем больше ты даешь другому, тем больше это дает тебе самому - внутренне, душевно. Радость давать что-то другим - пожалуй, одна из самых глубоких радостей жизни, и когда человек создает радости для других, он почти автоматически получает от этого радостные ощущения для себя. Такое психологическое эхо - очень сильный рычаг, который позволяет управлять своим настроением через свое поведение.

Помогают перебороть тоску и сильные физические нагрузки - от трудной работы, от спорта; и чем они изнурительнее, тем больше они отключают наш внутренний мир от горя, тем лучше помогают защитным переключателям чувств, механизмам эмоционального равновесия. Хорошо действует музыка - и классическая, которая облагораживает страдание, как бы придает ему эстетический смысл, и жизнерадостная, быстрая, вздымающая. Еще лучше, пожалуй, помогает танец, пляска, сильно может подействовать и лечение юмором, смехом.

Целить себя потоками физических напряжений и душевных радостей - это, видимо, два обычных лекарства от горя. Впрочем, их опасно передозировать, потому что ретивое лечение может обеднить душу, помешает ей углублять себя.

Есть немецкая пословица: из всякого свинства можно извлечь кусочек ветчины. В одежде из юмора здесь предстает перед нами один из главных способов уменьшать личные горести и умножать радости.

Тут, пожалуй, и лежит центральный девиз культуры горя: делать несчастье ступенькой к счастью, превращать поражение в ступень к победе... Этот "парадокс горя" - один из высших устоев жизненной мудрости, и, наверно, один из глубочайших парадоксов всей человеческой культуры вообще.

Он возник тысячелетия назад, в древних философиях Шумера, Китая, Индии, Греции, Рима. Мудрецы древности понимали, что любое горестное событие может углублять душу, расширять сознание, укреплять стойкость. И они учили людей находить в каждом несчастье - то есть в себе самих - орудия смягчения этого несчастья.

Они видели, что горе отнимает, и хотели, чтобы оно давало. Они учили героическому стоицизму, который как бы обращает горе в свою противоположность. Это и значит, собственно, быть человеком, потому что способность ослаблять вред несчастья и усиливать его пользу - одна из главных человеческих способностей.

Культура одоления горя должна бы прежде всего расти в семье, в ее ежедневных испытаниях, будничной боли, ушибах - телесных и душевных. К сожалению, сегодняшняя семья делает это из рук вон плохо. Царящий у нас лозунг счастливого детства, превращает детей в белоручек, изнеживает их, делает беззащитными перед горем и тяготами. И школа стоит здесь в стороне, и современное искусство плохо помогает здесь людям: ни в нашем, ни в мировом искусстве почти нет героев горя, стоиков несчастной любви, победителей своих поражений.

Школа, семья, искусство ведут себя здесь отстранение от важнейших человеческих нужд, и такая отстраненность - знак их стратегической слабости в воспитании человеческих чувств, еще один режущий разлад нашей цивилизации с человеческой психологией.

Неповторимое и повторимое в любви.

"Вы никогда не сможете дать совет, как любить. Каждый любит по-своему, и нельзя навязывать всем одну точку зрения, стричь всех под одну гребенку" (Калуга, Дворец культуры "Строитель", февраль, 1977).

"У Михаила Анчарова ("Прыгай, старик, прыгай") сказано: "Ученых все больше - любви все меньше. Любовь от изучения гибнет, это ее свойство. Потому что изучать можно повторяемое. А еще Шекспир сказал, что всякая любовь - исключение. В этом и есть ее правило".

Что-то вы на это скажете?" (Обнинск, Центральная библиотека, март, 1982).

"Все закономерности, которые можно выяснить, статистические, то есть не для одного человека, а для массы. Как же быть с человеком в единственном числе, ведь он может сильно отличаться от среднего человека?" (Протвино, Московская область, Клуб интересных встреч, 1976).

Пожалуй, многое здесь сказано верно. Нельзя, конечно, дать совет, как любить, то есть как чувствовать. Любовь самовластна и ускользающе летуча, она не подчиняется никаким прямым влияниям на себя. Но есть любовь-чувство и любовь-отношение, и на любовь-чувство можно подействовать окольно - через любовь-отношение. Хорошее отношение к близкому человеку, чуткая внимательность к нему может и повлиять на его любовь: или усилить ее, или притормозить ее угасание.

Стрижка под одну гребенку, конечно, враждебна любви; чувство это переполнено личным своеобразием, в нем масса непохожего у разных людей.

Впрочем, согласны с этим далеко не все, и даже крупные мыслители бывали против такого подхода. Шопенгауэр, великий философ пессимизма, еще полтора века назад отвергал индивидуальность любви. Любовь для него была как бы маской на инстинкте продления рода; этот инстинкт, говорил он, гений рода, его дух-хранитель, он царит над людьми и порабощает их. И все, что кажется людям особым, личным в их чувстве - это обман природы, а на самом деле они - рабы инстинкта и живут в путах самообмана. В чувствах мужчины и женщины нет ничего личного, высшего, говорил Шопенгауэр, и в лад со своими взглядами он прожил жизнь холостяком.

Сейчас разница между любовью и инстинктом рода гораздо понятнее, и многие из нас считают азбукой индивидуальность, личную непохожесть любви. Но в глубинах этой непохожести - прошу прощения за пропись - лежат похожие влечения, те общие знаменатели, которые и делают любовью такие разные у разных людей чувства.

Что касается "закономерностей", которые движут любовью, то одни из них, наверно, правят большинством людей, другие - совсем немногими, причем на одних больше действуют одни закономерности, на других - другие...

Среднего человека нет вообще, это надуманная условность, ложная схема. Есть типы людей, много человеческих типов, и люди, которые входят в один тип, при всем своем личном своеобразии имеют между собой важное сходство, относятся к одной группе - или психологической, или биологической, или социальной, или возрастной и т. п.

У людей, которые относятся к одному такому типу, есть много похожего и в самом чувстве любви. У холериков, например, любовь-гейзер, бурная и "пульсирующая": она живет вспышками, как исландские гейзеры, которые бьют прерывистой струей. У флегматиков - как бы любовь-озеро, ровная и спокойная, с умеренной теплотой чувств, со спрятанными, но сильными течениями.

У интровертов, людей, обращенных в себя, любовь психологически усложненная, полная запутанных переливов; у экстравертов, обращенных вовне, чувства гораздо проще, любовь больше уходит в действия, чем в переживания...

Есть разные виды любви, и в любви разных людей, которые относятся к одному психологическому типу, есть, видимо, и разные, и похожие вещи. По-моему, это очень поверхностно - говорить, что в любви нет повторяемого. Конечно, каждая любовь неповторима, но в ней всегда много повторимого. Больше того, всякая любовь - это неповторимое сочетание повторимых ощущений; повторимых - потому что все они принадлежат к любви, и почти каждое из них - но по-своему - могут испытывать и другие любящие14.

14 Если говорить точно, у любви есть три вида ощущений. Во-первых, "общие" - те, что встречаются в любви всех людей всех веков и народов, то есть те, которые и отличают любовь от остальных чувств ("двуцентрическая" тяга, ощущение любимого как мировой величины и т. п.). Во-вторых, "типологические" - те, которые похожи у людей, любящих одним типом любви, и не похожи у любящих другим типом (скажем, любовь холерика - "гейзер", любовь флегматика - "озеро", или исторические и национальные виды любви - о них чуть дальше). В-третьих, "индивидуальные" - те, которые не похожи ни на каких других людей; неповторимые оттенки ощущений или неповторимые комбинации этих ощущений...

Что касается того, что любовь гибнет от изучения, то это, увы, тоже сказано поверхностно. Любовь, к сожалению, почти не изучают: на всю планету сейчас найдется, пожалуй, всего лишь десяток людей, которых можно бы назвать "амурологами", "любоведами" - людьми, которые изучают любовь. Остальные изучают не любовь, а секс, семейные связи, супружеские отношения (об этом говорилось в главке "Что такое "амурология"). А раз так, не слишком ли велико могущество у этого десятка человек? Не становятся ли они - в наших глазах - волшебниками, каждый из которых убивают любовь чуть ли не у полумиллиарда людей?

По-моему, не знание убивает любовь, а наоборот, незнание, невежество. Добрые знания помогают любви жить, продляют ее век. И любовь гибнет сегодня не от изучения, а (среди прочих причин) от неизучения, - от того, что мы плохо изучаем, от чего гибнет любовь и как продлить ее жизнь...

Впрочем, изучать любовь можно по-разному - и созвучными любви методами, и враждебными. Понятийная логика, увы, превращает любовь в мертвый лабораторный препарат. С любовью происходит то же самое, что с литературой в школьных учебниках: ее постигают чуждыми ей методами, дробя ее живой организм на части и извлекая из него "содержание", лишенное "формы", то есть жизни.

И синюю птицу любви - повторю это - можно только удушить в сетях понятийной логики. По-настоящему понять ее можно только целостным, не дробящим подходом к ней, только особым сплавом методов науки и искусства, многослойным и живым союзом самых разных методов. Увидеть истинный лик любви можно, пожалуй, только в особое, очень сложное зеркало, - зеркало, которое как бы состоит из множества маленьких зеркал и своей подвижной многогранностью способно уловить сложнейшую и подвижнейшую многогранность любви.

Царство случайных необходимостей.

"Можно любить человека, которого не уважаешь? А если и презираешь человека, и тебя к нему тянет, то как называть это чувство?" (Новосибирск, Институт кооперативной торговли, декабрь, 1976).

"А как же любят плохих: воров, убийц и т. д.? И долго, и прочно? Можно ли любить и за недостатки?" (Москва, Политехнический музей, июнь, 1979).

Все мы, наверно, понимаем, что есть "нормальная" любовь (которая, впрочем, вся построена на "ненормальности", на том, что один человек дороже нашим чувствам, чем весь мир), а есть и "ненормальная", изломанная любовь, которая резко враждует с запретами разума. Впрочем, может быть, это тоже "норма", и, возможно, не менее частая - чувство-разлад, смесь влечения с отталкиванием, кентавр из противоположных чувств.

Но откуда берется неповторимость любви, что служит ей основой?

У Платона есть миф об этом. В незапамятные времена люди были совсем не такие, как сейчас. Их звали андрогины ("женомужи"): женщина и мужчина были тогда слиты в одном существе, двуполом и двутелом. Андрогины были невероятно сильны, и Зевс, боясь, как бы они не посягнули на богов, повелел рассечь их надвое.

"Когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись... ничего не хотели делать порознь". "Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу"15.

15 Платон. Избранные диалоги. М., 1965, с. 141, 142.

Из этого знаменитого мифа пошло и выражение "моя половина", и мнение, что для каждого человека есть в мире только один избранник, который предназначен ему.

Такое понимание любовного выбора царило в европейской морали почти до начала нашего века, а в обиходе оно живет и сейчас. (В странах полигамии - многоженства - взгляды на любовь другие: там есть и платоновский подход, есть и мнение, что у каждого человека может быть несколько "половин").

В XIX веке влюбление стали объяснять по-другому: влюбляются в человека, в котором больше других воплощен твой идеал (впервые эта мысль появилась еще в средние века). Пожалуй, это верно, если имеют в виду безотчетный идеал - больше для чувств, подсознания, чем для сознания. Такой подход позволяет понять многое в любовном влечении, но далеко не все. Он не объясняет, например, почему любят недобрых, лживых, глупых, вообще далеких от идеала...

Тот же Платон говорил, что любовь - это тяга не ко всему человеку, а только к тому хорошему, что в нем есть. Мысль эта была частицей его глубокой и сложной теории любви, и в ней не было того привкуса упрощенности, который возникает, если ее вынуть из разветвленной цепи мыслей.

Прямолинейные моралисты и в наш век уверены, что любовь - это влечение только к достоинствам человека. Но человек не разграфлен на черные и белые клеточки, и невозможно разделить его на части, от сих до сих достойные любви, а от сих до сих - недостойные.

Все личные свойства людей двояки, в каждом есть свой свет и своя тень. Конечно, влюбляются в то, что поражает человеческое подсознание, влечет его, кажется ему достоинством. Но часто это именно кажется, а на деле достоинство может оборачиваться недостатком - сила оказывается грубой силой, острота ума - нетерпимостью к инакомыслию...

Можно, пожалуй, сказать, что человек как бы тройствен: в нем есть то, чем мы восхищаемся, то, к чему безразличны, и то, что мы не можем терпеть. Говоря условно, в нем есть достоинства, несовершенства, изъяны. Поэтому, наверно, в любовь всегда входит не только влечение к светлым чертам человека, но и смирение с тусклыми и темными, - или их незамечание, или их безотчетное преуменьшение, приукрашивание...

В одном из мифов о Купидоне недаром говорилось, что он стрелял, не целясь, с завязанными глазами. Повязка мешала ему увидеть, в кого попадет стрела, и любовь, которую он внушал, была слепой. Пожалуй, идея этого мифа - о том, что влюбляются в случайного человека - хоть и не очень истинна, но все-таки ближе к истине, чем платонистский взгляд о единственном в мире суженом.

Единственность суженого, наверно, не так сужена; но и случайность в его выборе не так уж и широка. Она вырастает из закономерности, а эта закономерность состоит в том, что для каждого человека есть свой тип нравящихся. Не один человек на свете, а много - сотни, тысячи, а может быть, десятки тысяч...

Одни свойства этого типа-идеала для души человека, его подсознания, могут быть ясны больше, другие меньше, и от этого сам идеал как бы оплывает, делается размытым, полуясным. Такая размытость и рождает, видимо, очень частую любовь-ошибку, тягу к человеку, который показался тебе близким к идеалу. Потом выяснилось, что с идеалом совпадает только часть его черточек, а остальные не совпадают, смутно противоречат, отталкивают. Но выбор подсознания уже сделан, чувство возникло, душа попала к нему в плен...

Нашими безотчетными влечениями движет принцип - какая ветка, такое и дерево, какая часть, такое и целое. Часто нас поражает в человеке что-то одно - его лицо, или фигура, или улыбка, взгляд, юмор... Это лишь "часть" человека, а все другое в нем может быть и лучше, и гораздо хуже. Но нашим подспудным чувствам все в человеке кажется таким же, как эта его черта, которая поразила нас. Это детское простодушие служит, видимо, главной пружиной всех наших чувств-влечений.

Наверно, чем неосознаннее внутренний идеал, чем меньше он наведен на резкость, тем шире и случайнее выбор - и тем больше шансы на ошибку. Это, пожалуй, почти всеобщий закон в юности, когда бессознательные эмоции резко перевешивают осознанные. Как у акселератов рост тела обгоняет рост внутренних органов, так и рост чувств у юных далеко обгоняет рост интуиции и разума. Этот разлад и рождает массовые и, видимо, неизбежные для всех нас чувства-ошибки, массовую и неизбежную несчастную любовь...

Есть и такие люди, у которых почти совсем не развит неосознанный идеал. Душа у них слабо настроена не только на индивидуальность нравящегося, но и на сам его тип. Они могут менять свой тип нравящихся, переходить от одного к другому, у них шире веер выбора, больше уживчивость - но может быть и больше неуверенности, больше метаний. Чаще всего это бывает опять-таки у юных людей с неустоявшейся психологией, или у людей, слабо развитых психологически.

Как же проявляется на деле психологическая закономерность влюбления? Пожалуй, влюбляются чаще всего в человека, которого твои чувства сочли близким твоему типу-идеалу - пусть даже смутному, блеклому, туманному.

А случайность, которая правит внутри этой закономерности, состоит в том, что часто влюбляются в первого же встречного из этой группы людей. И пусть он будет лишь чем-то походить на полуясный идеал, пусть он отвечает ему лишь крупицами, но влюбление уже состоялось и душа уже попала в капканы чувства: это и есть парадокс влюбления, его "случайная необходимость".

Завтра могут встретиться сразу десять людей, которые куда больше подходят подспудному идеалу человека, - но он попросту не заметит их. Его подсознание уже выключило поисковые радары, душа перешла из состояния ищущей в состояние нашедшей, и у нее как бы пропало боковое, веерное зрение, осталось только лобовое, прожекторное. Закономерная случайность уже произошла, и она теперь правит всей жизнью.

Лотерейность выбора можно, пожалуй, исправить только одним: превратить случайность в необходимость, создать из малого сходства большое - или крах неминуем.

Еще вчера любимый человек был одним из многих, в кого ты мог влюбиться. Сегодня он - единственный в мире, кто может насытить твою любовь, любовь, которая стала вдруг для тебя "потребностью потребностей" - самой властной и самой острой из твоих нужд. Все другие потребности падают перед ней на колени, оттираются на задворки. И так как насытить ее может только один человек, то и индивидуальность любви суживается до своего крайнего предела - исключительности.


Полезные сайты
Foodmenu.ru Кулинарные рецепты
World-Tours.ru: Занимательная география
YTurist.ru: Достопримечательности Россия


просмотров: 1455
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Riolis 1239 натюрморт с красным вином. новый

1 119,65 руб.
End Date: 21.03 12:47
Buy It Now for only: US 1 119,65 руб.
Buy it now |
Riolis 1240 натюрморт с мартини. новый

1 119,65 руб.
End Date: 21.03 12:47
Buy It Now for only: US 1 119,65 руб.
Buy it now |
3" сито тарелки кристалл орошения колонны дистилляции самогонный аппарат

12 256,53 руб.
End Date: 23.02 23:16
Buy It Now for only: US 12 256,53 руб.
Buy it now |
Riolis 1659 голландский натюрморт. новый

1 252,15 руб.
End Date: 21.03 12:47
Buy It Now for only: US 1 252,15 руб.
Buy it now |
100% меди сетки упаковки самогон, 1,5", 2", 3", 4", до сих пор флегмы

463,76 руб.
End Date: 07.03 13:18
Buy It Now for only: US 463,76 руб.
Buy it now |
2" нержавеющая сталь корпуса и труб конденсатор для самогонный аппарат колонна

5 432,62 руб.
End Date: 06.03 17:05
Buy It Now for only: US 5 432,62 руб.
Buy it now |
Интересные русского авангарда гуашь картина "Натюрморт" подпись gontcharova

4 008,22 руб. (0 Bids)
End Date: 22.02 06:57
|
Riolis 1239, 1240 и 1276 натюрморт. новый

2 709,69 руб.
End Date: 21.03 12:47
Buy It Now for only: US 2 709,69 руб.
Buy it now |
Search Results from «Озон» Психология.
 
Марк Мэнсон Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо The Subtle Art of Not Giving a F*ck: A Counterintuitive Approach to Living a Good Life
Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо

Цитата
"Эта книга не уменьшит ваши беды и проблемы. Я даже пытаться не буду. Как видите, я с вами честен. И к величию она не приведет, да и привести не может, поскольку величие - иллюзия ума, целиком надуманная цель и наша личная психологическая Атлантида. Зато научу, как обратить вашу боль в орудие, вашу травму - в силу, а ваши проблемы... в чуть более приятные проблемы. Чем не прогресс?"

Марк Мэнсон

О чем книга
Современное общество пропагандирует культ успеха: будь умнее, богаче, продуктивнее - будь лучше всех. Соцсети изобилуют историями на тему, как какой-то малец придумал приложение и заработал кучу денег, статьями в духе "Тысяча и один способ быть счастливым", а фото во френдленте создают впечатление, что окружающие живут лучше и интереснее, чем мы. Однако наша зацикленность на позитиве и успехе лишь напоминает о том, чего мы не достигли, о мечтах, которые не сбылись. Как же стать по-настоящему счастливым? Популярный блогер Марк Мэнсон предлагает свой, оригинальный подход к этому вопросу. Его жизненная философия проста - необходимо научиться искусству пофигизма. Определив то, до чего вам действительно есть дело, нужно уметь наплевать на все второстепенное, забить на трудности, послать к черту чужое мнение и быть готовым взглянуть в лицо неудачам и показать им средний палец.

Почему книга достойна прочтения
- В своем остроумном бестселлере (№1 на Amazon), через истории жизненных неурядиц, провалов и лаж (как своих, так и известных людей) автор рассказывает, как овладеть тонким искусством пофигизма, зачем нужно быть менее уверенным в себе и что принцип "Делайте хоть что-нибудь" - отличная мотивация.
- Она поможет вам жить легко вопреки всем трудностям, меньше волноваться и получать удовольствие от жизни

Для кого эта книга
Для тех, кто пресытился советами, как стать лучше и успешнее, кто действительно хочет перестать циклиться на своих ошибках и начать жить на полную.

Отзывы
Необычно, спорно, оригинально, интересно прочитать.
Михаил Лабковский, психолог, автор книги "Хочу и буду"

Марк Мэнсон - смелый парень. Он  посягает на  главное приобретение всего западного мира - позитив любой ценой. Мэнсон утверждает революционную для поколения Facebook и книжек про личностный рост вещь: история неудач гораздо полезнее для изучения, чем история Стива Джобса и Сергея Брина. Может быть, хотя бы этот автор научит вас расставлять жизненные приоритеты, которые практически никогда не совпадают с приоритетами глянцевых, выдуманных персонажей.
Игорь Мальцев, журналист

Насчет "пофигизма" - это лукавство. На деле Марк Мэнсон мечтает, что мы станем осознанными и не превратим XXI век в еще одно "столетие эго". Будда, Иисус и Буковски - герои этого протеста против терпимости к самому себе. Прочтение чревато отказом от собственной важности, крушением общепринятых ценностей и исчезновением страха смерти.
Настя Травкина, редактор самиздата "Батенька, да вы трансформер"

...

Цена:
449 руб

Брайан Трейси Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности Eat That Frog! 21 Great Ways to Stop Procrastinating and Get More Done in Less Time
Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности
О чем эта книга
Книга №1 по саморазвитию. Она переведена на 40 языков. Куплено более 1 200 000 экземпляров. С этой книги начался мировой успех Брайана Трейси - одного из ведущих специалистов в мире по личному развитию.
В книге представлен результат более чем тридцатилетнего изучения вопросов распределения времени. Она рассказывает о том, как добиваться решения сложных задач, выходя из зоны комфорта.
Ранее книга выходила в издательстве "Попурри" под названием "Оставьте брезгливость, съешьте лягушку!"

Для кого эта книга
Книга представляет интерес для любого, независимо от рода занятий, хотя в первую очередь автор обращается к тем, кого принято называть деловыми людьми.

Почему мы решили издать эту книгу
Галилей когда-то написал: "Человека нельзя ничему научить, можно лишь помочь ему найти это в себе". Практические советы, данные в книге, позволят обнаружить резервы, о которых вы и не подозревали, и правильно определять приоритеты своих дел, грамотно планировать распорядок дня, всегда работать с максимальной отдачей.

Фишки книги
В книге вы найдете 21 практический совет, который можно применить немедленно.

...

Цена:
688 руб

Джордж Клейсон Самый богатый человек в Вавилоне The Richest Man in Babylon
Самый богатый человек в Вавилоне
Автор этой книги уверен: чтобы исполнить все свои замыслы и желания, Вы прежде всего должны добиться успеха в денежных вопросах, используя принципы управления личными финансами, изложенные на ее страницах. 

Для широкого круга читателей....

Цена:
249 руб

Светлана Бронникова Интуитивное питание. Как перестать беспокоиться о еде и похудеть
Интуитивное питание. Как перестать беспокоиться о еде и похудеть
Интуитивное питание: как перестать тревожиться о еде и похудеть
Автор Светлана Бронникова, клинический психолог и психотерапевт, в интернете хорошо известна под ником Светлячок, а ее метод - как метод Светлячка . Имеет многолетний опыт избавления людей от лишнего веса,. Коренная москвичка, несколько лет возглавляла филиал крупнейшей клиники по лечению ожирения в Нидерландах.
" Я отвечала за разработку и внедрение лечебных программ, за инновационные подходы с доказанной эффективностью и при этом продолжала оставаться психотерапевтом, занимающимся проблемами людей с лишним весом. За это время у меня накопилось множество наблюдений, сопоставлений, ...открытий. Мне давно хотелось сделать их доступными всем, кто читает по-русски, поэтому я написала эту книгу." Светлана Бронникова Вряд ли среди нас найдется хотя бы одна женщина, считающая свои внешность и вес безупречными. Но иногда отношения с телом и едой становятся настолько напряженными, что без их скорейшего решения кажется несбыточной счастливая жизнь. После многочисленных попыток похудеть приходит отчаянье, даже если все остальное в жизни в основном в порядке. «Меньше есть и больше двигаться» и другие приевшиеся шаблоны навевают тоску от их практической невыполнимости. Диеты не работают: вес возвращается в 95% случаев,- гласит неумолимая статистика. Более того, диеты вызывают приступы переедания, которые приводят к лишнему весу. Что же делать?
Все наши мечты и фантазии о снижении веса прекрасно известны клиническому психологу, психотерапевту Светлане Бронниковой: она выслушивала их неоднократно и, наверное, столько же раз находила решение. Вы тоже сможете избавиться от груза своего веса и проблем. Для этого необязательно бежать к диетологу или психологу.
Причины лишнего веса, как правило, в непроработанных эмоциях, толкающих нас к тому, чтобы есть без чувства голода, переедать и набирать ненужные килограммы. Мы стараемся восполнить едой недостаток тепла, любви или уважения к себе; мы едим от скуки, усталости; едим, чтобы нас оставили в покое; едим потому, что оказались в компании; едим, чтобы заглушить гнев или стыд.
В книге даны практические инструменты для выявления конкретных причин переедания и его преодоления. При выполнении заданий оригинального Экспериментариума к вам придет понимание того, как перестать беспокоиться о еде и начать ощущать от нее удовольствие. Отбросить диетическое мышление, разрешить себе есть все, что хочется, научиться слышать сигналы голода и насыщения и дать своему телу самому регулировать что, когда и как съесть, при этом похудеть и больше не набирать вес - разве не об этом мы мечтаем? 
"В этой увлекательной книге приведен эффективный научно доказанный метод нормализации веса. Реализуйте конкретный план, предложенный для вас квалифицированным специалистом в области питания: перестаньте изматывать себя душевно и физически, станьте стройной и спокойной".
Надежда Никольская, психотерапевт, главынй практикующий специалист в Научно-практическом центре современной адаптации личности...

Цена:
603 руб

Генрих Альтшуллер Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач
Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач
Постичь тайну творчества пытались многие, но только Генриху Сауловичу Альтшуллеру удалось создать стройную теорию решения изобретательских задач - ТРИЗ. Изучив десятки тысяч патентов и авторских свидетельств, Альтшуллер открыл основные законы изобретательства и показал, что процесс создания изобретений управляем. Процесс изобретательства требует правильной организации мышления, преодоления психологической инерции, стремления к идеальному решению, разрешения противоречия, скрытого в любой нестандартной задаче. ТРИЗ признана во всем мире и применяется для решения творческих задач во многих областях человеческой деятельности, начиная с конструирования и проектирования и заканчивая рекламой, PR, управлением.

Книга будет интересна всем, кто стремится повысить эффективность творчества, и будет полезна не только изобретателям и инженерам, но и бизнесменам, менеджерам, людям творческих профессий, студентам и школьникам....

Цена:
499 руб

Никита Непряхин Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию
Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию
Цитата
"Мы все страдаем от иллюзии собственной неуязвимости. Неудивительно, что мы преувеличиваем свою способность противодействовать уловкам и манипуляциям. Этим-то и пользуются опытные манипуляторы."

О чем книга
"Я манипулирую тобой" - исчерпывающее практическое руководство, которое должно стать настольной книгой каждого, кто не хочет оказаться жертвой чужого влияния. Автор детально описывает сценарии 13 самых опасных манипуляций и 30 самых распространенных уловок, постоянно используемых не только СМИ, рекламщиками и политиками, но и, возможно, близкими вам людьми.

Почему книга достойна прочтения
- Нами постоянно пытаются манипулировать на работе, учебе, дома и в кругу друзей, а политики, СМИ и продавцы и вовсе считают это своим долгом. Благодаря книге Никиты Непряхина вы научитесь быстро распознавать любого манипулятора и нейтрализовать его приемы.
- Вас ждут: глубокое погружение в мотивы манипуляторов, подробная классификация их уловок, большое количество кейсов, примеров, экспериментов и иллюстраций. А также детальное раскрытие манипуляций в рекламе, маркетинге, переговорах и продажах, разоблачение политиков и СМИ.
- Автор описывает самые разные манипуляции - от теорий заговора и хитрых политических приемов до телепропаганды. Все способы воздействия разбираются подробно, в самых неприглядных деталях. Современная российская действительность показана без прикрас и цензуры.
- Полный арсенал противодействия манипуляторам поможет вам быстро распознавать их в разных сферах жизни и столь же быстро давать им отпор.

Для кого эта книга
Для широкого круга читателей.

Кто автор
Никита Непряхин - известный бизнес-тренер, писатель, владелец тренинговой компании Business Speech.

Ключевые слова
Манипуляции, противодействие, уловки, влияние, Никита Непряхин.

Мнения экспертов
"Любопытная книга и важная тема... Понимать, что тебя хотят заставить что-то сделать против воли, - это важное умение в современном мире."

Владимир Жириновский, председатель ЛДПР,
кандидат в президенты России в 2018 г.



"Никогда ничего лучше на эту тему не читал."

Радислав Гандапас, бизнес-тренер, специалист по лидерству,
риторике и личной эффективности



"Книга, помогающая добрым людям защищаться от злыдней."

Ася Казанцева, научный журналист



"Прочитал... Предупрежден. Вооружен!"

Игорь Манн, издатель, автор, консультант



"Настоящий "Молот манипуляторов"!"

Денис Драгунский, политолог, писатель, журналист



"Никита Непряхин собрал все возможные виды манипуляций, разобрался с глубинными мотивами и на жизненных примерах объяснил, как ловко выруливать из самых сложных ситуаций."

Мария Астраух, редактор Cosmopolitan



"После прочтения книги вы точно будете ходить с загадочным видом и хвастаться окружающим, что видите людей насквозь."

Анастасия Сукманова, редактор Lifehacker.ru



"Книга, написанная честно и внятно."

Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребенка в Москве


"Книга, которая открывает глаза на манипуляции."

Александр Домогаров, народный артист РФ



"Я манипулирую тобой" - учебник. Обстоятельный, подробный и вкусный. Рекомендация: читать. Практиковать. И снова перечитывать и практиковать."

Марк Кукушкин, старший партнер компании "Тренинг-Бутик",


партнер компаний Best T&D и "Ассессент Системз Раша",
автор проектов ПиР и ОТУМКа

"Прочитал с жадностью."

Сергей Малофейкин, член генерального совета "Деловой России", президент ГК "Евросервис"

...

Цена:
500 руб

Катерина Ленгольд Космос. Agile-ежедневник для личного развития
Космос. Agile-ежедневник для личного развития
О книге
Этот планнер помог 23-летней девушке стать самым молодым вице-президентом в мировой аэрокосмической индустрии и справиться со всеми важными и срочными делами.

Система планирования Катерины Ленгольд состоит из четырех основных элементов:
1) Постановка целей на 9-недельный спринт
2) Формирование полезных привычек
3) Планирование дня 30-минутными блоками
4) Ежедневная рефлексия (ведение журнала)

Затраты времени минимальны. В среднем на постановку целей уходит около 30 минут, еще столько же на анализ результатов (раз в 9 недель). Плюс ежедневно вы будете тратить в общей сложности 15 минут на планирование дня, фиксирование привычек и вечернюю рефлексию.

Почему 9 недель?
Вы наверняка пробовали ставить себе цели на год вперед. Выдумывать миллион сверхзадач на ближайшие 12 месяцев под Новый год.

Психологи и нейрофизиологи утверждают, что долгосрочное планирование почти никогда не работает. По статистике планы на год с треском проваливаются в 80% случаев. Нашему мозгу необходимо чувствовать "давление дедлайна", чтобы прекратить прокрастинацию и начать действовать.

В результате экспериментов автора самым подходящим горизонтом оказался 9-недельный спринт. Идея спринтов лежит в основе методологии гибкой разработки Scrum, позволяющей компаниям разрабатывать программное обеспечение быстро и регулярно.

Личное планирование мало чем отличается от разработки ПО, и иитеративный подход со спринтами оказывается весьма кстати. Вместо того, чтобы ставить перед собой огромные задачи на год вперед, вы фокусируетесь на конкретных, относительно небольших задачах. В конце спринта - оцениваете результаты, делаете работу над ошибками и выбираете вектор движения на следующие 9 недель. 

Несмотря на важность правильного целеполагания, автор этого планнера уверена, что ничто так не влияет на наш успех в жизни, как привычки. Ежедневное повторение одного и того же действия перестраивает нейронные связи в нашем мозге, и с каждым разом нам требуется все меньше силы воли, так как процесс становится автоматическим.

На каждый спринт вы будете выбирать новые привычки для внедрения - и с помощью планнера их закреплять навсегда, делая автоматическими.

Для кого эта книга
Этот ежедневник подойдет специалистам и аналитикам, менеджерам и студентам, собственникам бизнеса и руководителям

Цитаты из книги
О подходе
Я искала решение повсюду: читала статьи, книги по тайм-менеджменту и нейрофизиологии, прислушивалась к советам своих менторов. Я протестировала десятки техник для каждого элемента личной продуктивности - от постановки целей и трекинга привычек до ежедневного планирования.
Простые решения
Я люблю простые решения и часто повторяю фразу, которую приписывают Альберту Эйнштейну: "Все гениальное просто".
Проблемы планирования
Долгосрочное планирование почти никогда не работает. Планы на год проваливаются в 80% случаев. Мозгу необходимо чувствовать "давление дедлайна", чтобы прекратить прокрастинацию. Но и при краткосрочном планировании вы заполняете делами все свое время и находитесь в состоянии бесконечного аврала
Спасибо
Говорите спасибо как можно чаще и искренне. Так же искренне извиняйтесь. Многие опасаются признать неправоту, но умение признавать свои ошибки - признак уверенных людей, которым можно доверять.
Мини-версия мечты
Спринты - возможность попробовать мини-версию мечты на вкус. Нравится? — В следующем спринте продолжу. Не мое? - Что ж, попробую что-то другое. Преимущество такого подхода, как и в Scrum, - не тратить время и усилия на движение в неправильном направлении.
Забудьте о делах
Уберите подальше телефон, выключите телевизор и позавтракайте с любимыми. Если у вас разные графики с утра - ужинайте вместе. Поделитесь новостями, расскажите, как прошел день, чего удалось достичь. Слушайте друг друга.
...

Цена:
930 руб

Роберт Кийосаки Квадрант денежного потока The Cashflow Quadrant
Квадрант денежного потока
Книга написана для людей, которые готовы произвести в своей жизни глубокие профессиональные и финансовые перемены с тем, чтобы шагнуть из индустриальной эры в информационную. Для широкого круга читателей....

Цена:
370 руб

Ника Набокова Исповедь бывшей любовницы. От неправильной любви - к настоящей
Исповедь бывшей любовницы. От неправильной любви - к настоящей
Когда жизнь преподносит нам «сюрприз» в виде болезненных, невыносимых, запутанных ситуаций, мы впадаем в ступор. И тогда у нас появляется выбор: жаловаться и страдать или обернуть все происходящее в свою пользу. История, которой Ника Набокова делится с читателями, - про второй вариант. Эта книга - простой, доступный, понятный рассказ о том, как найти в себе силы, как начать «поднимать голову», как направить свои страдания в правильное русло, как заняться своим моральным состоянием, найти себя, собрать по кусочкам и сделать на этом имя. Личный опыт и правильные, экологичные психологические рекомендации, легкие объяснения всего происходящего и, конечно, поддержка.

Отзывы 
Книга помогает просто задуматься - о себе, об отношениях, о своих ожиданиях - и увидеть причины ошибок. Своих, прежде всего. Признаюсь, порой откладывала книгу с мыслью «очевидные вещи!», «это и так понятно!», «ерунда!», но потом возвращалась снова, понимая, что не ерунда и что самые очевидные вещи мы часто как раз очень тщательно игнорируем, закрываем на них глаза, стараемся напридумывать и обосновать как угодно экзотически банальные, но неприглядные для нас ситуации, чтобы как можно дольше скрываться за иллюзией благополучия, не веря, не желая верить. Почитать однозначно стоит.
Ольга, Москва

Прочла на одном дыхании. Неплохое пособие для всех женщин, дает возможность покопаться в глубинах своего сознания и разложить по полочкам свои мысли и переживания. То, о чем не принято говорить вслух, автор прекрасно изложил на бумаге.
Анна, Санкт-Петербург

Отличная книга. Легкая в прочтении, доступная в понимании, интересная и, самое главное, познавательная. Дает возможность задуматься о своем поведении и отношениях. Автор умничка, описала жизнь со всех ракурсов. Читается книга на одном дыхании. Рекомендую всем девушкам и женщинам. Исправлять ошибки НИКОГДА не поздно, но лучше их не совершать!
Любовь, Москва

Мне очень понравился стиль изложения, с юмором и такими «жизненными» словечками. Восемь лет назад у меня закончились выматывающие, изнуряющие отношения с моим мужем и его любовницей. И пока я читала эту книгу, на каждом шагу видела себя и эту ситуацию. К слову, я совершала ВСЕ ошибки, о которых тут написано)) И хоть мои нынешние отношения кардинально отличаются от прошлых, я считаю, что нелишним будет время от времени напоминать себе, что ситуация может повториться…
Елена

4-7 главных мыслей из книги 
***
Продолжая тему невротической любви, нельзя не поговорить о такой штуке, как романтизация. Собственно, с нее-то, по сути, вся беда и началась. 
До определенного времени (а именно, примерно до восемнадцатого века) люди строили свои отношения несколько по другому принципу, нежели сейчас. Во главе стояли вопросы выживания - необходимо было создавать крепкие семейные кланы. Поэтому хочешь не хочешь, а замуж пойдешь. Чувства сами по себе болтались где-то там, в конце списка потребностей. 

Образ любви, который сформировали и продолжают эксплуатировать до сих пор, на самом деле ничего с ее здоровым и гармоничным вариантом не имеет.
Любовь по книжкам = я горю, и все горит, и мы горим, и так хорошо, что невыносимо. Вечная превосходная степень, причем преимущественно с перекосом в сторону страданий и мучений. Большинство людей на вопрос «как вы измеряете силу своей привязанности?» радостно сообщат вам, что чем больше страдаешь без человека, тем сильнее ты его любишь. Милое такое оправдание склонности к эмоциональной зависимости и мазохизму. 

Вообще из любви, кстати, сделали удобный повод для объяснения любых странных поступков, а порою и откровенного безумства. Страдаешь годами по оставившему тебя мудаку? - Ну а как, любовь же. Преследуешь кого-то? - Что ж поделаешь, такое сильное чувство. Живешь в атмосфере унижений, страданий? - Любовь, как известно, зла. Шагаешь с крыши или пьешь яд? - Ну а как еще, без любимого человека свет не мил. 

Романтическая литература вкупе со сказками сформировали у нас несколько очень опасных мифов, которые мы впитываем с молоком матери. Когда у меня будет дочь, она ни в коем случае не узнает ни историю про красавицу и чудовище, ни сказку про Кая и Герду, от греха подальше. Зато обязательно обращу ее внимание на то, что Золушке было вот вообще ни разу не до принцев, и все, что ее интересовало: платье и бал. Потому что не было еще в реальной жизни случая, чтобы волшебная сила любви изменила человека, растопила сердце индивидуума, не способного на эмоциональную близость, и наделила откровенное ментальное полено яркими чувствами. 

В романтических фильмах, сериалах и книжках мы раз за разом наблюдаем сцены потрясающих, проникновенных объяснений, за которыми в характерах главных героев незамедлительно следуют весомые перемены. И нам начинает казаться, мол, вот сейчас я ему, любимому, все хорошо объясню, разложу по полочкам и вуаля! - случится чудо. Спадет пелена, он расколдуется и предстанет передо мной в самом лучшем своем обличии. Я его (обличие), конечно, никогда не видела, но точно знаю, что где-то там, в глубине, он именно такой. Причем вот что интересно. Почему-то имитировать сцены из блокбастеров, где кто-то скачет резвым козлом по крышам небоскребов, перелезает из самолета в самолет на высоте 5000 метров и вживляет себе в мозг компьютерный чип, нам в голову не приходит. Ну понимаем же, что это выдумка, фантастика, не совместимая с жизнью. А вот волшебные превращения под воздействием прекрасной любви - это да, стоит положить жизнь на то, чтобы пробовать. 

***
Простые правила безопасности в период влюбленности могли бы легко уберечь многих из нас от весьма печальных последствий. 

Для начала в первые полгода отношений лучше бы не принимать серьезных решений из серии срочно пожениться, завести детей и оформить ипотеку. Риски непомерно высоки. Неровен час, в период превращения принца в человека столкнетесь с разным невероятным и интересным. 

Во-вторых, не лишним будет иногда возвращаться на бренную землю и оценивать любимого с позиции его реальных действий, поступков, внимательно слушать, что он там транслирует, анализировать, как вообще начались ваши отношения. Одна моя знакомая пришла ко мне со словами: «Я даже представить не могла, что мой муж - такой! Спустя полгода после начала отношений его как подменили: пьянки, гулянки, я тяну всю нашу семью на себе, ужас-кошмар!» В процессе общения выяснилось, что сладкая парочка познакомилась в реабилитационном центре для наркоманов, где мужчина мечты лечил тяжелую зависимость. И первое, что он сделал, повстречав мою визави, - нарушил одно из главных правил: не вступать в отношения во время программы. 

В-третьих, важно, очень важно обращать внимание на то, как он ведет себя по отношению к другим людям. Ну согласитесь, очень странно считать мужчину, изменяющего жене, - честным и заботливым человеком. Ибо он уже обманывает и мучает как минимум одну женщину. А если копнуть, то дальше в биографии красавчика всплывают не менее интересные прецеденты. 
Фиксируйте свое внимание каждый раз, когда у вас возникает шальная мысль о том, что «вот это просто досадное недоразумение» или «ну у нас-то с ним все будет по-другому». Не будет. 

Влюбляйтесь, друзья мои, это прекрасно, важно и нужно. Но старайтесь делать это на земле, а не в волшебном мире розовых и голубых единорогов. 

***
Нет большего свинства по отношению к любимому или близкому человеку, чем принести ему в подарок свою жизнь. Иудин подарок, троянский конь, способный разрушить на корню как отношения, так и чужую судьбу. Любимая манипуляция людей, которых в свое время кто-то так сильно поломал, что другого способа получения любви, кроме как путем вот такого изысканного, завуалированного шантажа, они не видят. 

Что удивительно, активнее всего впарить чудо-подарочек другим людям норовят те, кто с...

Цена:
357 руб

Хелен Фишер Почему мы любим: природа и химия романтической любви Why we love The Nature and Chemistry of Romantic Love
Почему мы любим: природа и химия романтической любви

Каждый из нас имеет опыт счастья и отчаяния, которые дарит любовь. И уже много веков люди пытаются понять, что это такое. Почему мы теряем голову? Как пережить отказ? Что происходит с чувствами супругов в долгом браке? Как завоевать любовь и можно ли ее сохранить? Книга известного антрополога Хелен Фишер предлагает новые и подчас неожиданные ответы на эти вопросы. Сканируя мозг самых разных пациентов, она выявила важные закономерности, начиная с того, что в момент влюбленности некоторые зоны мозга "светятся". Исследуя типы любви, ее эволюцию, процессы, происходящие в организме человека и других созданий - от волков до уток и шимпанзе, - автор дает научное объяснение самым удивительным проявлениям этой универсальной движущей силы и великого дара.

Цитата
"Любовное влечение - универсальное человеческое переживание".
Хелен Фишер


О чем книга
О любви в качестве катализаторе большинства, если не всех человеческих мыслей и поступков. Фишер исследует колоссальный объем материалов, относящихся к различным народам и географическим группам. Изучив по результатам МРТ гендерные различия в области любви и влюбленности, автор приходит к поистине ошеломляющим результатам. Поддаются ли романтические чувства контролю с нашей стороны? Что же все-таки в ответе: мозг или сердце? Перед вами серьезное исследование специалиста, испещренное сотнями любовных цитат из истории человечества и меньше всего напоминающее научный трактат.


Почему книга достойна прочтения
- Увлекательный анализ поведения людей и братьев наших меньших в период влюбленности - да, животные тоже могут любить!
- Исследование любовной химии на молекулярном уровне и ее воздействие на серое вещество.
- Множество прекрасных лирических отступлений из мировой  художественной литературы.
- Психологическая карта любви: мужчины и женщины - кто любит сильнее и почему?
- Эволюция романтической страсти с древних времен по настоящее время.
- Прилагаются опросники, использованные автором в ходе работы над книгой.


Для кого эта книга
Для тех, кто любит, любил хоть раз когда-то или надеется полюбить в будущем.


Кто автор
Хелен Фишер - профессор антропологии из Rutgers University (Нью-Джерси, США). Более 35 лет занимается исследования природы и химии любви. Доктор Хелен Фишер написала несколько книг об эволюции и будущем сексуальности, моногамии, изменах и разводах: "Сексуальный контракт: эволюция поведения человека" (1983), "Анатомия любви: естественная история моногамии, адюльтера и развода" (1995), "Первый пол: природные таланты женщины и как они изменяют мир" (1999). В процессе научных исследований профессор Фишер изучила природу разводов и свадеб в 58 обществах и измены в 42 разных культурах. 


Ключевые понятия
Любовь, наука, антропология, сексология, психология.


...

Цена:
187 руб

2008 Copyright © 1000show.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт. Партнёрская программа.
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика