Про любовь и брак
Практика любви. Теоретический аспект искусства любви
Практика любви. Теоретический аспект искусства любви

Рассмотрев теоретический аспект искусства любви, мы сейчас стоим перед гораздо более трудной проблемой, проблемой практики искусства любви. Как можно научиться практике какого бы то ни было искусства, не практикуя его?

Трудность проблемы в том, что ныне большинство людей, а значит и многие читатели этой книги, ожидают, что им будут даны предписания, "как сделать это самому", в нашем случае это означает научиться любить. Боюсь, что всякий, кто приступает к этой последней главе с таким настроением, будет глубоко разочарован. Любовь это личное переживание, которое каждый может пережить только сам и для себя; в самом деле, вряд ли найдется хоть кто-то, кто не имеет или не имел этого переживания хотя бы в малой степени, по крайней мере, в детстве, юности, или в зрелом возрасте. Рассмотрение практики любви может сосредоточиться на предпосылках искусства любви и подступах к нему, и осуществлении этих предпосылок и подступов. Шаги к этой цели можно сделать только самостоятельно, а рассмотрение закончится прежде, чем будет сделан решительный шаг. Все же я полагаю, что рассмотрение подступов может помочь в достижении овладения этим искусством, по крайней мере, для тех, кто освободился от ожидания "предписаний".

Практика любого искусства имеет определенные общие требования, независимо от того, имеем ли мы дело с врачебным искусством или искусством любви. Прежде всего практика любого искусства требует дисциплины. Я никогда ни в чем не достигну хороших результатов, если не буду исполнять свое дело дисциплинированно; если я делаю что-то, только когда я "в настроении", это может быть приятным или забавным хобби, но я никогда не стану мастером в этом искусстве. Но проблема не исчерпывается дисциплиной только в практике какого-либо отдельного искусства (заниматься, скажем, определенное количество часов каждый день), но требует дисциплины всей собственной жизни. Можно подумать, что для современного человека нет ничего легче, чем научиться дисциплине. Разве он не проводит самым дисциплинированным образом восемь часов в день на работе, которая подчинена строгому шаблону? Факт, однако, в том, что современный человек имеет чрезвычайно низкую самодисциплину за пределами рабочей сферы. Когда он не работает, ему хочется быть ленивым, ничего не делать, или, выражаясь покрасивее -"отдыхать". Само это желание безделья в значительной степени является реакцией на строгий шаблон жизни. Из-за того, что человек пребывает в напряжении восемь часов в день, используя свою энергию не для своих собственных целей, не по своему усмотрению, а в предписанном для него ритме работы, он бунтует, и его бунт принимает форму детского потворства себе. К тому же, в борьбе с авторитаризмом он становится недоверчив ко всякой дисциплине, как к принуждению посредством иррационального авторитета, так и к рациональной дисциплине, однако, жизнь становится расхлябанной, хаотичной и лишенной сосредоточенности.

Едва ли нужно доказывать, что сосредоточенность составляет необходимое условие для овладения искусством. Всякий, кто когда-либо пытался обучиться какому бы то ни было искусству, знает это. Сосредоточенность, однако, еще более редка в нашей культуре, чем самодисциплина. Напротив, наша культура ведет к ни с чем не сравнимой рассредоточенности и беспорядочному образу жизни. Ты делаешь много вещей сразу: читаешь, слушаешь радио, говоришь, куришь, ешь, пьешь. Ты - потребитель с открытым ртом, готовый поглощать все - картины, напитки, знания. Это отсутствие сосредоточенности очевидно, если вспомнить, как трудно нам оставаться наедине с собой. Для большинства людей невозможно сидеть спокойно, не разговаривая, не куря, не читая, не выпивая. Они становятся нервными и взвинченными и должны что-то делать со своим ртом и своими руками. Курение это один из симптомов такого отсутствия сосредоточенности, оно занимает руку, рот, глаза и нос.

Третий фактор это терпение. Опять же всякий, кто когда-либо пытался заниматься каким-либо искусством, знает, что терпение необходимо, если вы хотите чего-то достичь. Если кто-то гонится за быстрыми результатами, он никогда не научится искусству. Однако для современного человека терпение столь же трудно достижимо, как дисциплина и сосредоточенность. Вся наша современная индустриальная система содействует прямо противоположному - поспешности. Все наши машины предназначены для быстроты: автомобиль и самолет быстро переносят нас к месту назначения - и чем быстрее, тем лучше. Машина, которая может производить то же количество за половину времени, в два раза лучше старой и более медленной машины. Конечно, для этого существуют важные экономические причины. Но как и во многих других отношениях человеческие ценности стали определяться экономическими ценностями. Что хорошо для машины, должно быть хорошей для человека, - такова логика. Современный человек думает, что он теряет время, когда не действует быстро, однако он не знает, что делать с выигранным временем, кроме как убить его.

Последним условием обучения всякому искусству является высшая заинтересованность в обретении мастерства в этом искусстве. Если искусство не является для него предметом высшей важности, ученик никогда не обучится ему. Он останется, в лучшем случае, хорошим дилетантом, но никогда не станет мастером. Это условие столь же необходимо в искусстве любви, как и в любом другом искусстве. Однако по-видимому, в искусстве любви больше, чем в каком-либо другом искусстве, пропорция между мастерами и дилетантами нарушается в сторону дилетантов. Наряду с общими условиями обучения всякому искусству следует уделить внимание еще одному пункту. Искусству начинают учиться не впрямую, а как бы исподволь. Прежде чем приступить к самому искусству, нужно научиться большому числу, казалось бы, несвязанных вещей. В столярном искусстве ученик начинает с того, что учится строгать доску; начинающий в искусстве игры на фортепьяно начинает с гамм; ученик в дзенском искусстве стрельбы из лука начинает с дыхательных упражнений. Если человек хочет стать мастером в каком-либо искусстве, ему должна быть подчинена вся его жизнь, или, по крайней мере, она должна быть связана с этим искусством. Собственная личность становится инструментом в практике искусства, инструментом, который нужно поддерживать в таком состоянии, чтобы он мог исполнять свои особые функции. В отношении искусства любви это означает, что тот, кто стремится стать мастером в этом искусстве, должен начать с практикования дисциплины, сосредоточенности, терпения во всех сферах жизни.

Как нужно практиковать дисциплину? Наши деды были, казалось бы, гораздо лучше подготовлены к ответу на этот вопрос. Они рекомендовали вставать рано утром, не предаваться ненужным излишествам, упорно трудиться. Этот тип дисциплины имеет очевидные недостатки. Она была сурова и авторитарна, сосредоточена на ценностях умеренности и бережливости, и во многих отношениях враждебна жизни.

Как реакция на этот вид дисциплины возникла все усиливающая тенденция подозрительности ко всякой дисциплине и ленивого, недисциплинированного потворства своим желаниям в остальной жизни, как противовеса и противодействия шаблону жизни, навязываемому нам в течение восьми часов рабочего времени. Вставать в определенное время, посвящать определенное количество времени в течение дня таким действиям, как размышление, чтение, слушание музыки, прогулка; не предаваться, по крайней мере сверх определенного минимума, отклоняющимся действиям вроде чтения детективов и просмотра кинофильмов, -не переедать и не перепивать - вот несколько ясных и простых правил. Однако сущность в том, что дисциплина не может практиковаться как какие-то извне навязанные правила. Надо, чтобы она стала выражением собственной воли человека, воспринималась как что-то приятное. Надо постепенно приучить себя к такому поведению, чтоб нехватка дисциплины сразу почувствовалась, если перестанешь ее исполнять. Один из неудачных аспектов нашей западной концепции дисциплины (как и всякой добродетели) отражает мнение, что ее практикование должно быть чем-то мучительным, и только если эта мука наличествует, то тогда "все хорошо". Восток давно осознал, что то, что хорошо для человека, для его тела и духа - должно быть приятным, хотя бы в начале и пришлось преодолеть некоторые препятствия.

Сосредоточенность еще более трудна для проектирования в нашей культуре, где все, кажется, направлено против способности сосредоточения. Самый главный шаг в обучении сосредоточенности это научиться оставаться наедине с собой, без чтения, слушания радио, курения и выпивки. Да, быть в состоянии сосредоточиться это значит быть в состоянии оставаться наедине с собой, - и эта способность является необходимым условием способности любить. Если я привязан к другому человеку, потому что не могу стоять на собственных ногах, он или она могут быть моим спасением в жизни, но это отношение не будет отношением любви. Парадоксально, но способность оставаться наедине с собой является условием способности любить. Каждый, кто попытался оставаться наедине с собой, убедится, как это трудно. Он почувствует беспокойство, возбужденность или даже испытает чувство сильной тревоги. Он будет склонен рационализировать свое безволие в продолжении этой попытки мыслью, что сосредоточенность не имеет ценности, что она просто глупа, отнимает слишком много времени и т. д. и т.д. Он к тому же заметит, что ему приходят в голову и овладевают им всевозможные мысли. Он словит себя на том, что думает о планах на день или о каких-то трудностях в предстоящей работе, думает, куда пойти вечером, или о каких-либо других вещах, которые приходят в голову вместо того, чтобы в ней наступила пустота. В этом может помочь выполнение нескольких упражнений. Например, сесть в свободную позу (не слишком расслабившись и не слишком напрягаясь), закрыть глаза и попытаться увидеть перед собой белое пятно, а потом постараться удалить все рассеянные образы и мысли; попытаться следить за своим дыханием, не думать о нем и не управлять им, а следить за ним - дыша, чувствовать его; далее, попытаться почувствовать свое "я"; я - это я сам, центр своих сил, творец своего мира. Следует делать такое упражнение на сосредоточение каждое утро, по крайней мере, двадцать минут (а если возможно, то дольше) и каждый вечер перед сном.

Кроме этих упражнений можно научиться быть сосредоточенным во всем, что бы ни делалось: в слушании музыки, в чтении книги, в разговоре с человеком, в рассматривании чего-либо. То, что делается в данный момент, должно быть единственной вещью, которой следует отдаваться целиком. Если сосредоточиться, то не имеет значения, что делать; как важные, так и неважные вещи получают новое измерение, потому что на них сосредоточено все внимание. Обучение сосредоточенности требует избегать, насколько это возможно, тривиальных разговоров, т. е. разговоров несущественных. Если два человека говорят о росте деревьев, которые они оба знают, или о вкусе хлеба, который они вместе ели, или об общем чувстве в своей работе, то такая беседа может быть уместной при условии, что они переживают то, о чем говорят, а не толкуют об этом отвлеченно; с другой стороны, беседа может касаться вопросов политики или религии, и все же быть тривиальной. Так получается, когда два человека говорят штампами, когда они не вкладывают душу в то, о чем говорят. Я должен здесь добавить, что насколько важно избегать тривиального разговора, настолько же важно избегать дурной компании. Под дурной компанией я разумею не только людей злобных и вредных: их компании следует избегать, потому что они отравляют атмосферу и угнетают. Я имею в виду также компанию "живых трупов", людей, чей дух мертв, хотя тело их живо; людей, чьи мысли и разговоры тривиальны; которые болтают вместо того, чтобы говорить, и которые изрекают мнения - штампы вместо того, чтобы думать самостоятельно. Однако не всегда возможно и даже не обязательно избегать компании таких людей. Если реагировать не так, как они ожидают - т. е. произнося штампы и тривиальности - а прямо и по-человечески, то часто случается, что такие люди меняют свое поведение. Этому способствует их удивление перед чем-то неожиданным.

Быть сосредоточенным в отношениях с другими людьми это значит, в первую очередь, быть в состоянии слушать. Большинство людей слушают других или даже дают советы, фактически не слушая. Они не принимают слова другого человека всерьез, они не
принимают всерьез и свои собственные советы. В результате, разговор утомляет их. Они подвержены иллюзии, что утомились бы еще больше, если бы слушали сосредоточенно. Но истина в противоположном. Всякая деятельность, если она осуществляется сосредоточенно, - пробуждает (хотя впоследствии и наступает естественная и полезная усталость). В то же время всякая несосредоточенная деятельность - усыпляет, хотя в конце дня она не дает уснуть.

Быть сосредоточенным это значит жить полностью в настоящем, в здесь - и - сейчас, а не думать о том, как сделать предстоящее дело, в то время, когда нужно правильно делать что-то именно сейчас. Нет необходимости говорить, что больше всего сосредоточенности должно быть у тех, кто любит друг друга. Они должны научиться быть близкими друг другу, не разбрасываться по многим направлениям, как это обычно бывает. Начинать практиковать сосредоточенность будет трудно; будет казаться, что этой цели никогда не достичь. Едва ли надо говорить о том, что здесь необходимо терпение. Если забыть, что все требует времени, и хотеть форсировать дело, то, действительно, никогда не достичь успеха ни в обретении сосредоточенности, ни в искусстве любви. Чтобы понять, что такое терпение, надо только посмотреть, как ребенок учится ходить. Он падает, падает, и снова падает, и все же продолжает делать попытки, совершенствуется, пока однажды не пойдет, не падая. Чего мог бы достичь взрослый человек, если бы обладал терпением ребенка и его сосредоточенностью на важных целях!

Нельзя научиться сосредоточенности, не умея чувствовать себя. Что это значит? Нужно ли все время думать о себе, "анализировать" себя? Если бы мы говорили о том, что значит чувствовать машину, это нетрудно было бы объяснить. Например, каждый, кто водит автомобиль, - чувствует его. Он замечает даже малейший, необычный стук, малейшие изменения при включении мотора. Точно также водитель чувствует изменения поверхности дороги и движение машин, едущих перед ним и после него. Однако же он не думает обо всех этих факторах; его ум находится в состоянии релаксированной бдительности, открыт всем существенным изменениях ситуации, на которой он сосредоточен, - безопасно вести автомобиль.

Если мы хотим узнать, как чувствовать другого человека, то самый лучший пример даст нам чувствительность и отзывчивость матери к своему ребенку. Она замечает любые телесные перемены, нужды, тревоги ребенка еще до того, как они будут открыто выражены. Она пробуждается от плача ребенка, тогда как другие, более громкие звуки, не смогли бы ее разбудить. Все это означает, что она чувствует проявления жизни ребенка; она не тревожна и не беспокойна, а находится в состоянии бдительного равновесия, восприимчива ко всякому малейшему сигналу, идущему от ребенка. Таким же образом можно чувствовать самого себя. Например, можно отдавать себе отчет в чувстве усталости или депрессии, но вместо того, чтобы предаваться им и поддерживать их угнетающими мыслями, которые всегда есть наготове, надо спросить себя; "В чем дело? Почему я подавлен?". То же самое надо делать, когда замечаешь, что раздражен или разозлен, или хочется пофантазировать, или иным способом убежать от себя. В каждом из этих примеров важно понять себя, а не объяснять как попало тысячей и одним способом. Более того, надо быть открытым собственному внутреннему голосу; он скажет - часто очень тихо, едва слышно - почему мы тревожны, подавлены, раздражены.

Обычный человек восприимчив к своим телесным процессам: он замечает в них перемены и даже незначительную боль; такой вид телесной восприимчивости относительно легко испытать, поскольку большинство людей имеют опыт хорошего самочувствия. Такая же восприимчивость к собственным духовным процессам намного более труднодостижима, потому что многие люди никогда не знали человека, живущего оптимально. Они принимают за норму психическую жизнь своих родителей и близких или социальной группы, в которой рождены, но пока они сами не отличаются от них, то чувствуют себя нормально и не заинтересованы в каких-либо наблюдениях. Есть много людей, которые не видели, например, любящего человека или человека честного, отважного, сосредоточенного. Вполне очевидно, что чтобы стать восприимчивым к себе, надо иметь образ полной здоровой человеческой жизни. А как достичь такого переживания, если его не было ни в детстве, ни в позднейшей жизни? Ясно, что на этот вопрос нет простого ответа, но сам вопрос указывает на один достойный критики фактор в нашей системе обучения.

Хотя мы учим знанию, мы оставляем без внимания такое обучение, которое в высшей степени важно для человеческого развития: обучение посредством простого присутствия зрелого, любящего человека. В предшествующие эпохи нашей культуры, или в Китае и Индии, наиболее высоко ценимым был человек выдающихся духовных качеств. Учитель был не только, и даже не в первую очередь, источником информации, но в его функцию входило обучение определенным человеческим установкам, В современном капиталистическом обществе - и то же относится и к русскому коммунизму - людьми, внушающими восхищение и желание подражать, являются кто угодно, но только не носители выдающихся духовных качеств. В глазах общественности значительны те, кто дает обычному человеку чувство заместительного удовольствия. Кинозвезды, исполнители песен, обозреватели, важные деловые и правительственные фигуры - вот образцы для подражания. На эту роль их зачастую выдвигает то, что им удалось добиться известности. Все же ситуация не представляется совсем уж безнадежной. Если принять во внимание, что такой человек, как Альберт Швейцер смог стать знаменитым в Соединенных Штатах, если представить, как много есть возможностей познакомить нашу молодежь с живущими ныне и историческими личностями, жизнь которых доказывает, чего могут достичь настоящие люди, а не увеселители в широком значении этого слова, если вспомнить о великих произведениях литературы и искусства всех времен, то окажется, что есть шанс создать представление о настоящей человеческой жизни. А значит и восприимчивость к неправильной жизни. Если же нам не удастся способствовать такому представлению о зрелой жизни, тогда мы действительно станем лицом к лицу с вероятностью, что вся наша культурная традиция прервется. Эта традиция основывается на передаче прежде всего не определенных видов знания, а определенных видов человеческих черт. Если грядущие поколения никогда больше не увидят этих черт, то культура пяти тысячелетий рухнет, даже если будет дальше передано и развито ее знание.

Пока что я рассматривал необходимое для практики любого искусства. Теперь я собираюсь рассмотреть те качества, которые имеют особое значение для способности любить. В соответствии с тем, что я говорил о природе любви, главное условие в достижении любви составляет преодоление собственного нарциссизма. При нарциссистской ориентации человек воспринимает как реальность только то, что существует внутри него самого, явления же внешнего мира имеют для него реальность не сами по себе, а только с точки зрения их полезности или опасности для него. Полюс, противоположный нарциссизму, это объективность; она представляет собой способность видеть людей и вещи как они есть, объективно, а также способность отделять эту объективную картину от картины, сформированной собственными желаниями или страхами человека. Все формы психозов показывают доходящую до крайности неспособность объективности. Для безумца единственная реальность та, которая существует внутри него, реальность его страхов и желаний. Явления внешнего мира он видит, как символы своего внутреннего мира, свое творение. Со всеми нами происходит то же самое, когда мы спим. Во сне мы творим события, ставим драмы, которые являются выражением наших желаний и страхов, а иногда и наших интуиций. Хотя мы спим, мы воспринимаем продукты наших сновидений столь же реальными, как и реальность, которую воспринимаем в состоянии бодрствования.

Безумец и фантазер полностью лишены объективного взгляда на внешний мир. Но все мы в большей или меньшей степени безумны, все мы в большей или меньшей степени имеем необъективный взгляд на мир, взгляд, искаженный нашей нарциссистской ориентацией. Привести примеры? Каждый может легко их найти, взглянув на самого себя, на своих ближних, или почитав газеты. Они разнятся лишь степенью нарцисстского искажения действительности. Например, женщина звонит врачу и говорит, что она хочет придти к нему на прием в полдень. Врач отвечает, что в полдень он не свободен, но может принять ее в следующий день. Она отвечает: "Доктор, но я живу всего в пяти минутах ходьбы от вашей клиники". Она не может понять его объяснение, что ее близкое местонахождение к клинике не сэкономит ему время. Она воспринимает ситуацию нарциссистски; поскольку она экономит время, то значит и он экономит время; единственная реальность для нее это она сама.

Менее экстремальны - или возможно только менее очевидны -искажения, которые встречаются в повседневных отношениях между людьми. Как много родителей реагирует только на то, послушен ли их ребенок, доставляет ли он им радость, является ли он их гордостью, и так далее, вместо того, чтобы воспринять или даже заинтересоваться тем, что чувствует сам ребенок? Как много мужей считают своих жен тиранками только потому, что привычка к материнской снисходительности заставляет их воспринимать любое требование как ограничение собственной свободы. Как много жен считают своих мужей глупыми или неумелыми только потому, что они не соответствуют фантастическому образу блестящего принца, созданному ими в детстве?.

В присловье вошло отсутствие объективности в отношении к другим народам. Что ни день в другом народе открываются все новые черты испорченности, жестокости, в то время как свой народ олицетворяет все хорошее и благородное. Каждое действие врагов оценивается по одному критерию, каждое собственное действие - по другому. Даже хорошие поступки неприятеля считаются знаками особых дьявольских уловок, имеющих целью обмануть нас и весь мир, в то время как наши плохие поступки признаются необходимыми и оправдываются нашими благородными целями, которым они служат. В самом деле, если проследить отношения между народами, как и между индивидами, можно придти к заключению, что объективность это исключение, а большая или меньшая степень нарциссистского искажения это правило.

Способность думать объективно это разум. Эмоциональная установка, основанная на разуме, это смирение. Быть объективным, пользоваться собственным разумом возможно только при достижении установки на смирение, при избавлении от мечтаний о всезнании и всемогуществе, которые свойственны детству.

В отношении данного рассмотрения практики искусства любви, это означает: любовь, будучи зависима от относительного отсутствия нарциссизма, требует развития смирения, объективности и разума. Вся жизнь должна быть посвящена этой цели. Смирение и объективность нераздельны, как и любовь. Я не могу быть по-настоящему объективным к своей семье, если не могу быть объективным к чужим людям, и наоборот. Если я хочу научиться искусству любви, я должен стремиться к объективности в любой ситуации и стать восприимчив к ситуациям, где я не объективен. Я должен стараться видеть разницу между моим образом человека и его поведения, воспринимаемыми мной нарциссистски искаженно, и реальным человеком, существующим Безотносительно к моим интересам, потребностям и страхам. Достижение объективности и разума это половина пути к достижению искусства любви, и они должны быть достигнуты в отношении ко всем людям, с которыми приходится вступать в контакт. Если кто-то хочет сохранить объективность к любимому человеку и думает при этом, что без нее можно обойтись в отношениях во всем остальном мире, он вскорости убедится, что проигрывает как в первом, так и во втором случае.

Способность любви зависит от способности освободиться от нарциссизма, от привязанности к матери и клану; она зависит от нашей способности расти, развивать созидательную ориентацию в наших отношениях к миру и к самим себе. Этот процесс освобождения, рождения, пробуждения требует одного качества, являющегося необходимым условием: веры. Практика искусства любви требует практики веры.

Что такое вера? Обязательно ли это вера в бога или в религиозные учения? Должна
ли вера обязательно противостоять или расходиться с разумом и рациональным мышлением? Чтобы хоть немного приблизиться к пониманию проблемы веры, нужно провести различение между рациональной и иррациональной верой. Под иррациональной верой я понимаю веру (в человека или идею), основывающуюся на подчинении иррациональному авторитету. Рациональная вера, напротив, это убежденность, которая имеет своим источником наш собственный опыт мысли и чувства. Рациональная вера это, прежде всего не верование во что-то, а определенность и стойкость, которые свойственны нашим убеждениям. Вера это черта характера, пронизывающая всю личность, а не какая-то особая вера во что-то.

Рациональная вера коренится в созидательной интеллектуальной и эмоциональной деятельности. В рациональном мышлении, где как считается, вере нет места, рациональная вера является важным компонентом. Например, ученый приходит к новому открытию. Разве он ставит эксперимент за экспериментом, собирает факт за фактом, не имея идеального образа того, что он ожидает найти? Редко по-настоящему важное открытие в какой бы то ни было области делалось именно таким способом. Люди не могут придти к важным выводам и тогда, когда идут на поводу у своих фантазий. Процесс творческого мышления в любой области человеческих усилий часто начинается с того, что может быть названо "рациональным образом", который представляет собой результат серьезного предыдущего исследования, рефлективного мышления и наблюдения. Когда ученому удалось собрать достаточное количество данных или выработать какую-то математическую формулу, делающую его первоначальный образ в высокой степени вероятным, можно сказать, что он создал экспериментальную гипотезу. Тщательный анализ гипотезы с целью изучения ее импликаций, и сбор данных, ее подтверждающих, ведут к более адекватной гипотезе, и, наконец, возможно, ее включению в широкоохватную теорию.

История науки полна примеров веры в разум и истину. Коперник, Кеплер, Галилей и Ньютон - все они были вдохновлены нерушимой верой в разум. Из-за нее Бруно сгорел на костре, а Спиноза подвергся отлучению. Вера необходима на каждом шагу от замысла, рационального образа до формирования теории: вера в образ как рационально обоснованную цель, вера в гипотезу, как вероятное и правдоподобное предположение, и вера в окончательную теорию, пока наконец не будет достигнуто общее согласие в ее действенности. Эта вера имеет источник в опыте человека, в уверенности в силе собственной мысли, наблюдения и суждения. В то же время как иррациональная вера это принятие чего-то как истинного только потому, что так говорят авторитет или большинство людей, рациональная вера имеет источник в независимом убеждении, основанном на продуктивном наблюдении и мышлении человека, вопреки мнению большинства.

Мышление и суждение не составляют единственной области опыта, в которой проявляется рациональная вера. В сфере человеческих отношений вера является непременной чертой всякой серьезной дружбы или любви. "Иметь веру" в другого человека это значит быть уверенным в надежности и неизменности его фундаментных установок, самой сути его личности, его любви. Под этим я имею в виду не то, что человек не может менять своих мнений, а то, что его основные мотивации остаются одними и теми же; например, что его уважение к жизни и человеческому достоинству составляет часть его самого и не может измениться.

В этом же смысле мы верим в самих себя. Мы отдаем себе отчет в существовании собственного "я", неизменной сути нашей личности, сохраняющейся на протяжении всей нашей жизни вопреки различным обстоятельствам, и независимо от определенных изменений в мнениях и чувствах. Эта суть, составляющая реальность того, что обозначается словом "я", и составляет основу нашего убеждения в нашей аутентичности. Если мы не имеем веры в постоянство нашего "я", наше чувство аутентичности оказывается под угрозой и мы становимся зависимы от других людей, чье одобрение становится основой нашего чувства аутентичности. Только человек, который имеет веру в себя, способен верить в других, потому что он уверен, что в будущем будет таким же, каким он является и сегодня, а следовательно, он будет чувствовать и действовать так, как и теперь. Вера в себя это условие нашей способности обещать, и поскольку, как говорил Ницше, человека можно определить по его способности обещать, то вера является одним из условий человеческого существования. Что касается любви, то здесь имеет значение вера в собственную любовь, ее способность возбуждать любовь в другом человеке, и в ее постоянство.

Другое значение веры в человека это вера в возможности других людей. Наиболее простая форма, в которой она существует, это вера матери в свое новорожденное дитя: что оно будет жить, расти, ходить и говорить. Однако развитие ребенка в этих отношениях - происходит с такой последовательностью, что ожидания такого рода, кажется, не требует веры. Другое дело те возможности, которые могут не получить развития, это способность ребенка любить, быть счастливым, разумным, и также более специфические возможности, как художественные дарования. Это семена, которые прорастают и проявляются, если есть надлежащие условия для их развития, но они могут оказаться загублены, если надлежащих условий не будет.

Одно из самых важных среди этих условий это то, чтобы человек, играющий значительную роль в жизни ребенка, верил в его возможности. Наличие такой веры кладет различие между воспитанием и манипуляцией. Воспитание тождественно помощи ребенку в реализации его возможностей. Манипуляция противоположна воспитанию, она основана на отсутствие веры в развитие возможностей и на убеждении, что ребенок будет хорошим, только если взрослые вложат в него то, что желательно, и подавят то, что представляется нежелательным. Нет необходимости верить в робота, потому что в нем нет жизни.

Вера в других достигает своей кульминации в вере в человечество. В западном мире эта вера была выражена в религиозных терминах в иудео-христианской религии, а в светском языке она находит свое сильнейшее выражение в гуманистических политических и социальных идеях последних полутораста лет. Как и вера в ребенка, эта вера основана на идее, что возможности человека позволят ему при надлежащих условиях построить социальный порядок, управляемый принципами равенства, справедливости и любви. Поскольку до сих пор человеку не удалось построить такой порядок, то убеждение, что он сможет это сделать, все еще требует веры. Но как и всякая рациональная вера, эта вера также является не благим пожеланием, а основывается на свидетельствах прошлых достижений человеческого рода и на внутреннем опыте каждого индивида, на его собственном опыте разума и любви.

В то время как иррациональная вера основывается на подчинении силе, которая воспринимается как неодолимая, всезнающая и всемогущая, и в отречении от собственной силы и могущества, рациональная вера основывается на противоположном опыте. Эта вера пребывает в нашей мысли, потому что она является результатом нашего собственного наблюдения и раздумья. Мы имеем веру в возможности других людей, в свои возможности и в человечество потому, и только в той степени, насколько мы сами испытали рост наших собственных возможностей, действенность этого роста в самих себе, могущество нашей собственной силы разума и любви. Основа рациональной веры - созидательность; жить своей верой это значит жить созидательно. Из этого следует, что вера в силу (в смысле господства) и использование силы являются оборотной стороной веры. Вера в существующую силу тождественна неверию в развитие еще не успевших реализоваться возможностей. Она - предсказывает будущее, основываясь исключительно на проявлениях нынешнего времени, но она оказывается серьезным просчетом, глубоко иррациональным в своей неспособности учитывать человеческие возможности и человеческое развитие. Не существует рациональной веры в силу. Есть подчинение ей или тем, кто ею обладает, желание ее удержать. В то время как многим сила кажется самой реальной из всех вещей, история человека доказала, что это самое ненадежное из всех человеческих достижений. Из-за того, что вера и сила взаимно исключают друг друга. Все религии и политические системы, первоначально строившиеся на рациональной вере, стали разлагаться и наконец утратили свою былую мощь, когда обратились к силе или вступили в союз с ней.

Чтобы верить, нужна отвага, способность идти на риск, готовность принять даже муки и разочарование. Кто дорожит безопасностью и спокойствием, как первостепенными условиями жизни, тот не может верить; кто ушел в глухую оборону, где средствами безопасности служат дистанция и собственность, тот сам делает себя узником. Чтобы быть любимым и любить, необходима отвага, отвага считать определенные ценности достойными высшего внимания, а также отвага ради этих ценностей ставить на карту все.

Такая отвага сильно отличается от отваги, о которой говорил известный фанфарон Муссолини, когда употребил лозунг "жить среди опасностей". Его род отваги это отвага нигилизма. Она коренится в разрушительной установке по отношению к жизни, в готовности потерять жизнь из-за неспособности любить ее. Отвага отчаяния противоположна отваге любви так же, как вера в силу противоположна вере в жизнь. Существует ли что-то, что надо практиковать, чтобы верить и быть отважным? По правде говоря, веру можно практиковать каждый момент. Веры требует воспитание ребенка; веры требует засыпание, вера требуется, чтобы начать любую работу. Но мы все привыкли иметь этот вид веры. Кто не имеет ее, тот страдает от тревоги за своего ребенка или от бессонницы, или от неспособности к любой созидательной работе, или становится подозрителен, воздерживается от тесных контактов с кем бы то ни было, или становится ипохондриком, или неспособен составлять долгосрочные планы. Придерживаться собственных суждений о человеке, даже если общественное мнение или какие-то непредвиденные факты, казалось бы, противоречат этому суждению; придерживаться собственных убеждений, даже если они непопулярны, - все это требует веры и отваги. Принимать трудности, поражения и горести жизни, как испытания, из которых мы выходим более сильными, а не как несправедливую кару, которая не должна была постигнуть нас, - это тоже требует веры и отваги.

Практикование веры и отваги начинается с мелочей повседневной жизни. Первый шаг - это заметить, где и когда вера была утрачена, исследовать "объяснение, которые используются, чтобы скрыть эту утрату веры, осознать, где ты действовал трусливо, и опять же, как эта трусость объяснялась. Осознать, как каждая измена вере ослабляет тебя, а возрастающая слабость ведет к новым изменам, и так далее, по порочному кругу. Тогда человек осознает, что, хотя сознательно боялся оказаться нелюбимым, на самом деле это был страх перед любовью, страх, обычно неосознаваемый. Любить значит довериться, отдаться полностью в надежде, что твоя любовь возбудит любовь в любимом человеке. Любовь это акт веры, и кто имеет мало веры, тот имеет и мало любви. Что можно еще сказать о практике веры? Вероятно, кто-то другой и может, и если б я был поэтом или проповедником, я тоже попытался бы. Но так как я ни поэт, ни проповедник, я не могу и пытаться более говорить о практике веры, хотя я надеюсь, что тот, кто действительно хочет, может научиться верить, как ребенок учится ходить.

Одну установку, крайне необходимую для практикования искусства любви, которая прежде упоминалась лишь мельком, нужно рассмотреть внимательнее, так как она является основной для практики любви. Это активность. Я уже говорил, что активность означает не делание чего-то, а внутреннюю деятельность, созидательное использование своих сил. Любовь это активность; если я люблю, я нахожусь в состоянии постоянного активного интереса к любимому человеку. Но не только к нему или к ней. Я не смогу активно относиться к любимому человеку, если я ленив, если я не нахожусь в состоянии постоянного осознания, бодрости, деятельности. Сон это единственная ситуация, допускающая бездеятельность; в состоянии бодрствования лености не должно быть места. Ныне огромное число людей находится в парадоксальной ситуации - они наполовину
спят, когда бодрствуют, и наполовину бодрствуют, когда спят или хотят спать. Быть полностью бодрствующим это условие того, чтобы не скучать самому и не заставлять скучать других, - и конечно же, не скучать и не быть скучным для другого - это одно из главных условий любви. Быть действенным в мысли, в чувстве, активно видеть и слышать на протяжении всего дня, избегать внутренней лени, то ли в форме откладывания чего-то на потом, то ли в форме спланированного пустого времяпровождения, - это обязательное условие для практикования искусства любви. Иллюзия - считать, что можно разделить жизнь таким способом, что она будет созидательной в сфере любви и несозидательной во всех других сферах. Созидательность не допускает такого разделения труда. Способность любить требует состояния напряжения, бодрствования, повышенной жизнеспособности, которые могут быть результатом только созидательной и активной ориентации во многих других сферах жизни, если кто-то не созидателен в других сферах, он не созидателен и в любви.

Рассмотрение искусства любви не может ограничиться только личной сферой в достижении и развитии тех черт характера и установок, которые были описаны в этой главе. Оно неразрывно связано с социальной сферой. Если любить это значит иметь установку на любовь ко всему, если любовь это черта характера, она должна обязательно присутствовать не только в отношениях к своей семье и друзьям, но также и к тем, с кем человек вступает в контакт на работе в делах, в своей профессиональной деятельности. Здесь нет "разделения труда" между любовью к своим и любовью к чужим. Напротив, условием существования первой является существование второй. Принять это всерьез - значит решительно изменить свои социальные отношения, отступив от общепринятых. Хотя много слов произносится о религиозном идеале любви к ближнему, в действительности наши отношения определяются в лучшем случае принципом честности. Быть честным это значит не обманывать и не хитрить в обмене товарами и услугами, а также в обмене чувствами. "Я даю тебе столько же, сколько ты даешь мне". Это преобладающая этическая максима капиталистического общества как в отношении материальных благ, так и в отношении любви. Можно даже сказать, что развитие этики честности это специфический вклад капиталистического общества в сферу этики.

Причины этого в самой природе капиталистического общества. В докапиталистических обществах обмен благами определялся непосредственной силой или традицией, или личными узами любви и дружбы. При капитализме определяющим фактором является рыночный обмен. Имеем ли мы дело с товарным рынком, или рынком труда, или рынком услуг, каждый человек обменивает то, что имеет для продажи, на то, что он хочет приобрести по условиям рынка, не прибегая к силе или обману.

Этику честности легко спутать с этикой золотого правила. Максиму "делай другим то, что ты хотел бы, чтобы делали тебе" можно истолковать в смысле "будь честен в своем обмене с другими". Но в действительности она первоначально была сформулирована в более популярной библейской версии: "люби ближнего своего как самого себя". Иудейско-христианская норма братской любви на деле совершенно отличается от этики честности. Она требует любить своего ближнего, то есть чувствовать ответственность за него и единство с ним, в то время как этика честности требует не чувствовать ответственности и единства, а держаться на расстоянии и порознь; она требует уважать права своего ближнего, а не любить его. Неслучайно, золотое правило сегодня становится самой популярной религиозной максимой, поскольку ее можно истолковать в категориях этики честности, это единственная религиозная максима, которую каждый понимает и готов ее применять. Но практика любви должна начинаться с осознания между честностью и любовью.

Здесь однако возникает важный вопрос. Если вся наша социальная и экономическая организация основывается на том, что каждый ищет выгоды для себя самого, если она руководствуется принципом эгоизма, только смягченного этическим принципом честности, как можно делать бизнес, как можно действовать в рамках существующего социального уклада и в то же время любить? Разве любовь не предполагает отказа от всех светских интересов и не требует разделить участь беднейших? Радикально отвечали на этот вопрос христианские монахи и люди вроде Толстого, Альберта Швейцера и Симоны Вейл. Есть и такие , кто считают принципиально несовместимыми любовь и нормальную светскую жизнь в нашем обществе. Они пришли к выводу, что говорить о любви сегодня, это значит участвовать в общей лжи. Они заявляют, что в сегодняшнем мире могут любить только мученик или сумасшедший, а потому всякое обсуждение любви это не что иное как проповедь.

Такая очень почтенная точка зрения может легко послужить рационализации цинизма. В действительности, ее безотчетно придерживается обычный человек, который думает: "хотел бы быть хорошим христианином - но пришлось бы умереть с голоду, если б я воспринял это серьезно". Этот "радикализм" в конечном счете ведет к моральному нигилизму. И "радикальные мыслители", и обычный человек это лишенные любви автоматы, и единственное различие между ними в том, что обычный человек не осознает этого, а "радикальный мыслитель" это осознает и признает "историческую необходимость" данного положения вещей.

Я убежден, что признание абсолютной несовместимости любви и "нормальной" жизни правильно только в абстрактном смысле. Принцип, лежащий в основе капиталистического общества, и принцип любви - несовместимы. Но современное общество в своем конкретном проявлении представляет собой сложный феномен. Продавец бесполезного товара, например, не может исполнять свою экономическую функцию, не прибегая ко лжи, а квалифицированный рабочий, химик или физик может. Подобным образом, фермер, рабочий, учитель и многие другие профессии могут пытаться любить, не прекращая своих экономических функций. Даже если признать, что принцип капитализма несовместим с принципом любви, нужно признать, что "капитализм" сам по себе является сложной и постоянно изменяющейся структурой, которая все же допускает много нонконформизма и личной свободы.

Говоря это, я однако несклонен предполагать, что существующая ныне социальная система будет продолжать свое существование бесконечно, и в то же время надеяться на реализацию идеала любви к своему ближнему. Люди, способные любить, при нынешней системе по необходимости составляют исключение; любовь является по необходимости маргинальным явлением в сегодняшнем западном обществе. Не столько потому, что многие профессии не допускают отношений любви, сколько потому, что дух общества, сосредоточившего свой интерес на производстве товаров и алчущего товаров, таков, что только нон-конформист может успешно защищать себя от него. Те, кто серьезно относятся к любви, как единственному разумному ответу на проблему человеческого существования, должны придти к выводу о необходимости важных и радикальных перемен в нашей социальной структуре, если любви предстоит стать общественным, а не исключительно индивидуальным и маргинальным явлением. О направлении таких перемен в рамках этой книги можно только намекнуть. Наше общество управляется менеджерской бюрократией, профессиональными политиками; люди подвергаются массовому внушению, их цель, вернее самоцель - больше производить и больше потреблять. Все виды деятельности подчинены экономическим целям, средства становятся целями, человек является автоматом - хорошо накормленным, хорошо одетым, но без какого-либо высшего интереса к своим характерным человеческим качествам и функциям. Если человек в состоянии любить, он должен занять свое высшее положение. Экономическая машина должна служить ему, а не он ей. Он должен получить право участвовать в переживании, участвовать в работе, а не только, в лучшем случае, в прибылях. Общество должно быть организовано таким образом, чтобы социальная, любящая природа человека не отделялась от его социального существования, а воссоединилась с ним. Если правда, как я пытался показать, что любовь это единственный здравый и удовлетворительный ответ на проблему человеческого существования, то любое общество, которое исключает развитие любви, должно в конце концов погибнуть от того, что оно противоречит основным потребностям человеческой природы. На самом деле, говорить о любви - это не "проповедь" по той простой причине, что это значит говорить о высшей и истинной потребности каждого человеческого существа. То, что эта потребность скрыта, не означает, что ее не существует. Анализ природы любви раскрывает ее общее отсутствие сегодня и ведет к критике социальных условий, ответственных за это отсутствие. Вера в возможность любви как социального, а не только исключительно индивидуального явления, это разумная вера, основанная на способности понимания самой природы человека.


Полезные сайты
Foodmenu.ru Кулинарные рецепты
World-Tours.ru: Занимательная география
YTurist.ru: Достопримечательности Россия


просмотров: 906
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Морские круизы
Search Results from «Озон» Психология.
 
Остин Клеон Кради как художник.10 уроков творческого самовыражения Steal Like an Artist: 10 Things Nobody Told You About Being Creative
Кради как художник.10 уроков творческого самовыражения
О чем эта книга
Не нужно быть гением, достаточно быть самим собой! Вот главная мысль Остина Клеона, молодого писателя и художника, который считает, что творчество присутствует во всем и доступно каждому.
В мире нет ничего оригинального, поэтому не отвергайте чужое влияние, коллекционируйте идеи, обдумывайте их еще раз, аранжируйте по-новому в поисках собственного пути. Следуйте за своими интересами, куда бы они вас ни завели, и предоставьте свободу своему творческому "я"!
КРАДИ КАК ХУДОЖНИК - это манифест цифровой эры. Это позитивный, оригинально оформленный путеводитель, полный иллюстраций, упражнений и примеров, цель которого - помочь читателю достучаться до творческой стороны своего характера.

Для кого эта книга.
Для всех, кто пытается привнести творческое начало в свою жизнь и в свою работу.

Фишка книги
Эта книга родилась из лекции, с которой Остин Клеон выступил в одном Нью-Йоркском университете. Он дал студентам десять советов, которые хотел бы получить сам, когда был начинающим художником. Текст лекции позже попал в Сеть и стал распространяться с невероятной скоростью. И тогда автор решил углубить свои идеи и написал эту книгу.

Почему мы решили издать эту книгу
Это удивительно вдохновляющая, яркая, оригинальная, практичная и увлекательная книга о творчестве!

От автора
Одна из моих теорий гласит, что когда люди советуют вам что-то, то на самом деле всего лишь обращаются к себе из прошлого.
В этой книге я говорю с предыдущей версией самого себя.
Здесь вы найдете то, что я узнал в результате почти десятилетних попыток выяснить, как же создается искусство. Забавно то, что, начав делиться своими знаниями с другими, я понял, что они пригодятся не только художникам. А вообще всем.
Да, эти идеи полезны всем, кто пытается привнести творческое начало в свою жизнь и в свою работу (что должно относиться к каждому из нас).
Иными словами, эта книга - для вас.
Кем бы вы ни были, что бы ни делали.

Об авторе
Остин Клеон - молодой писатель и художник. Автор бестселлеров Steal Like An Artist (2012), иллюстрированного манифеста о творчестве в цифровую эпоху, и Newspaper Blackout (2010), оригинального сборника стихотворений из газетных статей.
Его работы можно увидеть на сайтах 20?200.com, NPR's Morning Edition, PBSNewshour, а также на страницах The New York Times и The Wall Street Journal. Остин выступает с лекциями о креативности на мероприятиях Pixar, Google, SXSW, TEDx. В "прошлой жизни" был веб-дизайнером и копирайтером.

...

Цена:
577 руб

Людмила Петрановская Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка
Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка
"Все мы родом из детства", - писал один, известный французский писатель и летчик. Однако, прежде чем достичь самостоятельности, мы едва ли можем обойтись без взрослых. В своей новой книге Людмила Петрановская, основываясь на научной теории привязанности, легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: "Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость, как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?" Прочитав эту книгу, вы не только сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими "капризами", "избалованностью", "агрессией", "вредным характером", но и понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивался, не тратя силы на борьбу за вашу любовь....

Цена:
186 руб

Колин Кэмпбелл, Томас Кэмпбелл Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья The China Study: The Most Comprehensive Study of Nutrition Ever Conducted and the Startling Implications for Diet, Weight Loss and Long-tern Health
Китайское исследование. Результаты самого масштабного исследования связи питания и здоровья
О чем эта книга
О влиянии питания на здоровье. В основе книги лежит самое масштабное в истории науки исследование связи между тем, что мы едим и тем, чем мы болеем.

Автор книги — крупнейший мировой специалист по биохимии — Колин Кэмпбелл сделал ряд открытий, которые изменили взгляды на питание миллионов людей. Оказывается, продукты, которыми мы старательно кормим своих детей, считая их полезными, приводят к возникновению главных болезней-убийц: рака, сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний.

Для кого эта книга
Эта книга для всех, кого интересует собственное здоровье и здоровье своих близких, для тех, кто стремится к долгой и активной жизни.

Фишки книги
«Китайское исследование» возникло после изучения статистических данных о смертности в 65 округах Китая, которые были собраны по инициативе премьера-министра Чжоу Эньлая, умиравшего от рака.

В ходе этого исследования было определено более 8000 значимых взаимосвязей между питанием и болезнями. «Белки оказывали столь большое влияние, что мы могли стимулировать и прекращать развитие рака, просто изменяя уровень их потребления», — один из ключевых выводов автора.

В книге сотни ссылок на научные публикации других исследователей, объясняющих, как уменьшить риск возникновения многих болезней.

Интересный факт
В 2010 году президент США Билл Клинтон, рассказывая, как он потерял около 11 кг, сослался на книгу China Study, к которой он обратился для улучшения своего здоровья после операции на сердце. Клинтон отказался от молочных продуктов и сделал основными продуктами своего рациона бобовые, овощи и фрукты с редким включением в него рыбы....

Цена:
679 руб

Петр Людвиг Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Цитата
"Если нам надо рано встать, то приходится, выключив будильник, покинуть теплую постель. Если мы хотим оказать помощь при аварии, нам необходимо остановиться, выйти из машины и начать действовать. Если мы заинтересованы в знакомстве с кем-либо, то сначала необходимо обратиться к этому человеку. Если мы хотим начать предпринимательскую деятельность, то нужно научиться вести переговоры. Чтобы прожить жизнь осмысленно и наполненно, нужно перестать прокрастинировать."

Петр Людвиг

О чем книга
Каждому из нас случалось откладывать на потом важные дела, максимально затягивая их выполнение, занимаясь вместо них чем угодно ? не в силах объяснить себе, почему мы так поступаем, а после терзаться чувством вины из-за сорванных сроков и того, что мы снова кого-то подвели. Автор книги, на собственном опыте убедившийся в коварстве прокрастинации, всесторонне изучил проблему, определил причины ее возникновения и предложил несколько простых и действенных способов борьбы с ней.
Используя в повседневной жизни созданную Петром Людвигом методику избавления от "недуга", которому подвержены миллионы людей во всем мире, вы сможете радикально повысить собственную эффективность, раскрыть творческий потенциал на 100% и научитесь проживать каждый день полноценно, получая радость и удовлетворение от того, что все дела отныне выполняются вами точно в срок.

Почему книга достойна прочтения
  • Из нее вы узнаете, что такое прокрастинация и почему она у вас есть;
  • следуя уникальной авторской методике, вы сможете без насилия над собой избавиться от привычки откладывать на потом важные дела и начнете все успевать;
  • вы также узнаете, какие приемы и инструменты из области психологии помогут вам изменить жизнь к лучшему.

    Еще несколько слов о книге
    Прокрастинацией называется привычка затягивать выполнение дел. Этот термин появился сравнительно недавно, в 1977 г., но само явление возникло, по всей видимости, одновременно с человечеством, и его многовековая история полна драматизма, сломанных судеб и разрушенных карьер.

    К сожалению, привычка откладывать дела чрезвычайно привязчива: раз прочувствовав мнимое счастье и несмертельность "напотомничества" мы словно заражаемся прокрастинацией. А вот избавиться от нее бывает очень непросто: сначала человек отодвигает выполнение важного дела ради занятия чем-то более приятным, а потом нехотя возвращается к нему, пытаясь выполнить поставленную задачу рывком в крайне сжатые сроки. Увы, даже если это ему удается, спешка отражается на качестве работы и, соответственно, на последующем отношении к нерадивому исполнителю. Но чаще бывает так, что сроки все же не соблюдаются. Это приводит к комплексу вины, ощущению бессилия и неполноценности, а также нежеланию вообще чем-либо заниматься. То есть к вторичной прокрастинации. Круг замыкается.

    Сегодня, чтобы идти в ногу со временем, люди вынуждены больше успевать: работать интенсивнее, общаться активнее, думать быстрее и постоянно функционировать в режиме многозадачности. Прокрастинация сильно мешает этому. Как не позволить вредной привычке укорениться? Книга "Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра" дает однозначный ответ на этот вопрос. Несколько простых "инструментов", придуманных Петром Людвигом и его друзьями, были опробованы ими сначала на себе, а потом и на более широкой аудитории ? и чрезвычайно успешно! Петр Людвиг изучил множество научных работ о прокрастинации, и, взяв из них все лучшее, адаптировал наиболее действенные методы для повседневного практического применения. Собственный опыт автора стал основой для написания книги.

    Книга "Победи прокрастинацию!" ? замечательное пособие для современного городского жителя любого возраста, позволяющее ему справиться с общей перегрузкой, потерей ощущения времени, неудовлетворенностью собственными достижениями, нерешительностью и неуверенностью в себе, и ощутить, что значит жить полной жизнью! Книга стала бестселлером в Чехии. Петр Людвиг регулярно проводит семинары и тренинги, помогающие тысячам людей.

    Кто автор
    Петр Людвиг ? чешский психолог и исследователь, популярный тренер по личностному росту и эффективности.

    Ключевые понятия
    Прокрастинация, Петр Людвиг, личная эффективность, откладывание дел, самооценка, удовлетворенность.

    Мнение эксперта
    "Эту книгу я прочитала сразу же, не откладывая в долгий ящик. И ни секунды об этом не пожалела."

    Юлия Решетова, заместитель главного редактора журнала Cosmopolitan Психология

    "Прошло более 100 лет с первой публикации Зигмунда. Фрейда и Йозефа Брейера, которая открыла миру понятия бесознательного и психоанализа. С тех пор наука проделала громадный путь: возникли десятки методов и тысячи методик психотерапии, развилось направление тренингов.
    Когда проблема определена и найдена причина ее возникновения, хорошему специалисту под силу понять и запустить механизмы ее решения, в частности при помощи выстраивания системы тренировок и упражнений. В великолепной книге Петра Людвига описан способ борьбы со злом индивидуального сознания ? прокрастинацией.
    Несомненно, главным достоинством книги является то, что она чрезвычайна практична. Автору, имеющему большой терапевтический и тренинговый опыт, удалось описать сложнейшие понятия и ситуации просто и интересно, сохранив при этом точность и качество изложения материала, важные для профессионалов. Я полагаю, что книга будет востребована не только широкой публикой, но и специалистами ? для совершенствования методов их работы.
    Автор сосредотачивает внимание читателей на разных ключевых понятиях: групповые процессы, объективность, личное видение… Важнейшим элементом авторской методики является обеспечение долговременности получаемых изменений поведения. Петр Людвиг подводит читателя к пониманию того, что любая деятельность должна иметь реальный смысл ? только тогда становится возможным получение истинного удовлетворения.
    Предлагаемые автором методы борьбы с прокрастинацией минималистичны и просты. Работу можно начинать, уже читая первые страницы. В книге нет ничего лишнего, но все, что нужно для победы, в ней есть. Петр Людвиг дает нам полное комплексное решение задачи."

    Борис Городков, психотерапевт, психиатр

    Особенности оформления книги

    Обложка с клапанами, полноцветная печать, иллюстрации....

  • Цена:
    474 руб

    Лоретта Грациано Бройнинг Гормоны счастья. Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин
    Гормоны счастья. Как приучить мозг вырабатывать серотонин, дофамин, эндорфин и окситоцин
    О книге
    Революционный подход к повышению вашего уровня счастья.
    Каждый из нас слышал про "гормоны счастья" - дофамин, серотонин, окситоцин и эндорфин. Но далеко не все отчетливо понимают, как каждый из них работает, почему выделяется и какую реакцию в организме вызывает, и чем объясняются скачки в нашем настроении.

    Эта книга покажет вам, как "перепрошить" свой мозг и активировать те гормоны, которые делают вас счастливым. Кроме того, вы узнаете, как формировать новые привычки и запускать действие "гормонов счастья", меняя нейронные пути. В этом вам помогут десятки упражнений из книги.

    Из этой книги вы узнаете:
    - Что стоит за химическими процессами в мозге, делающими нас счастливыми или несчастными;
    - Как работают "гормоны счастья" и в чем их роль;
    - Как мозг формирует привычки - и почему от вредных так трудно отказаться;
    - Как сформировать новые шаблоны поведения с помощью 45-дневного плана.

    Для кого эта книга
    Для всех, кто хочет наконец понять, что такое "гормоны счастья" и как они работают.
    Для всех, кто хочет быть счастливее и чувствовать себя лучше.

    Цитаты из книги
    45 дней для счастья
    Разве не было бы здорово, если б вы научились "включать" приливы "счастливых гормонов", когда вам это надо? А испытывать удовлетворение от таких поступков, которые приносят вам пользу? Вы можете добиться этого, когда начнете воспринимать свой мозг как мозг млекопитающего.

    Нейронные джунгли
    В молодости вы создавали новые нейронные цепочки весьма легко. Чем старше вы становитесь, тем этот процесс сложнее. С возрастом он начинает напоминать путешествие по джунглям с мачете в руках, когда приходится вырубать себе путь вперед.

    Умная ящерица?
    Ящерица подходит к жизни очень просто: когда видит что-то больше размерами, чем она сама, - убегает. Когда что-то меньше - пытается съесть. Если же объект ее размера, пытается с ним совокупиться. Этот алгоритм создает ошибки, поэтому ящерицу поджидают и позитивные исходы, и неудачи.

    Дофаминовая вишня
    У меня возникает приятное чувство, когда я вижу первые плоды на вишне. Но созерцание ягод не делает меня счастливой надолго. Мой мозг экономит дофамин для того, чтобы обеспечивать достижение важных для меня жизненных целей, и отказывается "разбазаривать" его на то, что и так доступно.

    Энергия и радость
    Радость - инструмент для управления энергией. Если я работаю над трудной задачей, то делаю перерыв на занятие, приносящее мне удовольствие. Я оставляю время для него каждый вечер, чтобы заряжаться энергией для следующего дня. И я никогда не трачу время на фильмы о смерти или ужасах.

    Кто виноват?
    В своих несчастьях люди обвиняют "плохой выбор". Моя подруга всегда жалуется на блюда, которые ей подают в ресторанах. Разумеется, она выбирает их сама, но сразу начинает искать изъяны. И даже завистливо смотрит на заказы других людей. Так можно провести всю жизнь - жалуясь на свой выбор....

    Цена:
    539 руб

    Виктория Исаева Кнопка Власти. Sex. Addict. #Признания манипулятора
    Кнопка Власти. Sex. Addict. #Признания манипулятора
    История блестящего психологического мошенничества! Самые действенные и простые методы достижения целей, для успешного использования которых не обязательно быть магистром психологии! Что обычно делают влюбленные, решившие связать свою жизнь и свить семейное гнездышко в Москве? Правильно! Устраиваются на работу (а лучше на несколько) и начинают мучительно копить деньги на покупку ВСЕГО. А что если нет времени и желания играть по правилам? Что если у вас сводит скулы при мысли о «нормальной жизни»? Что если вы открыли другой путь к благополучию и финансовой обеспеченности? Что если вы обладаете талантом, способным быстро обеспечить вам безбедное существование и яркую жизнь? И пока сотни людей прилежно изучают психологию, чтобы бороться с собственными комплексами, парочка аферистов решают использовать последние достижения психологии как оружие в гонке на выживание. Это непридуманная история двух профессиональных манипуляторов, которые не постеснялись использовать собственные таланты и познания для обогащения.

    Отзывы 
    О Виктории я узнала в далеком 2012 году, случайно наткнувшись в Интернете на ее видео о плакате желаний. Это видео меня так заинтересовало, что уже в ближайшие дни я пересмотрела все остальные с участием Вики! Я безумно счастлива, что благодаря Вике обрела новую цель, повысила багаж знаний и набралась мудрости и терпения, которых мне часто не хватало!
    Диана, Санкт-Петербург

    Помню тогда одно видео Вики, которое мне помогло. «Как притянуть любовь в свою жизнь»… и ПОНЕСЛОСЬ! Я полюбила ВИКУ!!! Я продолжала ждать новые техники от Вики в Ютубе… все применяла… перемены были налицо!
    Татьяна, Москва

    Тренинг Виктории — это подарок!!! Это сказка, об этом можно было только мечтать! И вот мечты сбываются, спасибо огромное, Виктория, за твои труды, за то, что ты у нас есть. Это же чудо, что в течение года, выполняя несложные упражнения, можно разобраться в себе, в людях, которые тебя окружают, научиться быть счастливой.
    Ольга, Москва

    4-7 главных мыслей из книги 
    Постепенно Даша все глубже проникала в суть вещей. 
    Люди управляемы. Более того, легко управляемы. Ум и сила воли здесь ни при чем. Очень умные люди с легкостью попадают в примитивнейшие ловушки. 
    Ахиллесова пята есть у всех, и развести можно любого: интеллектуала или дурака, богача или бедняка. С огромным удивлением Даша обнаружила, что чем выше поднимаются люди по социальной лестнице, тем легче они поддаются скрытому управлению. Казалось бы, заработав такие невероятные деньги, богачи должны блистать умом, проницательностью, осторожностью и отличаться прямо-таки звериным чутьем: за версту видеть аферистов и разводил, покушающихся на их деньги. Но на деле все получалось иначе. Состоятельные люди в силу своих психологических особенностей были настоящей мечтой манипулятора, а порой сами так и напрашивались на хороший развод. 

    Техника якорения до смешного проста! С ее помощью вы сможете моментально пробудить в человеке любые нужные вам эмоции, вы сможете спровоцировать его на нужные вам действия одним лишь прикосновением руки, одним словом, одним взглядом! 
    Помните те эксперименты, которые Павлов ставил на своих собаках? Он давал собаке еду после того, как звонил в колокольчик. Довольно скоро собака привыкла, что звон колокольчика означает скорую кормежку. У нее выработался рефлекс. И вот каждый раз, когда звонил звонок, у собаки начинала течь слюна в предвкушение плотного обеда. Эта простая схема «стимул-реакция» действует и на человека. Хотите, чтобы ваше прикосновение ассоциировалось у него с райским блаженством? Заставьте его вспомнить о том моменте, когда он испытывал райское блаженство! Когда он полностью погрузится в воспоминания, заново переживая в воображении блаженный опыт, дотроньтесь рукой, например, до его бицепса или плеча. Вот и все! Вы поставили свой якорь. Отныне каждый раз, когда вы будете касаться этой точки на его теле, вы будете пробуждать в нем то же переживание о райском блаженстве. И так можно заякорить любую эмоцию: спокойствие, страх, радость, возбуждение, ненависть, обиду — все что угодно! Всего одного такого сеанса будет достаточно, чтобы в человеке выработался рефлекс. Ваши прикосновения будут стимулом, за которым последует желанная реакция… 

    — Напоследок я хотел бы предупредить вас, — доктор Ш. сегодня выглядел особенно отрешенным и задумчивым, — вы получили знания, которые могут перевернуть жизнь. Вашу жизнь, жизнь людей, которые встретятся на вашем пути. Будьте внимательны. Вы должны знать, что все возвращается. И вы всегда будете пожинать то, что вы посеяли.
    Стас скептически хмыкнул: 
    — Если честно, доктор, я во все эти притчи не верю.
    — А это и не притчи. И я не буду вам ничего доказывать. Вы и сами очень скоро убедитесь, что так оно на самом деле и есть! До тех пор, пока в этом мире действует закон притяжения, вы будете получать все, что посеяли. В этом смысле наша Вселенная мало чем отличается от обычной грядки. Если вы посеяли семена морковки, наивно ждать, что вырастет пальма. Если вы посадите кактус, вырастет кактус. Сея любовь, вы пожнете любовь. Если посеете страх, ненависть, зависимости, то вы опять же получите только то, что сеяли. Независимо от того, верите вы в этот закон или нет. 

    Два отрывка 
    Умные люди зарабатывают огромные деньги на чужих зависимостях! Сколько денег тратит курильщик за свою жизнь на сигареты? Сколько выкладывает алкоголик (или просто любящий покутить человек) за бутылку? Сколько готов отдать наркоман или игрок ради «продолжения банкета»? А что если ОНА сумеет стать для кого-то наркотиком? Если каким-то образом она научится подсаживать других людей на себя… Их будет ломать без нее, они будут зависеть от нее, но главное: зависимый человек будет легко выкладывать свои денежки на поддержание зависимости. А значит, она сможет получить столько, сколько им нужно, чтобы расплатиться с долгами. И даже больше! На аренду квартиры! И безбедное проживание! 
    Дело оставалось за малым: понять, каким образом человек «подсаживается» на что-то, и научиться подсаживать людей на себя… 
    Стасу ее план показался фантастическим. Так обычно решали проблемы герои кино, а не реальные люди. Но поскольку другого плана у них не было, Стас согласился попробовать, решив про себя, что по крайней мере они ничего не теряют. Он быстро сообразил, что недостающую информацию можно получить у доктора Ш. А поскольку визиты Стаса к нему уже были проплачены, сегодня они вдвоем пришли к нему на прием. Между собой они с Дашей назвали это «бесплатной школой молодого манипулятора». Однако, зная трепетное отношение доктора Ш. к своему делу, Стас предложил до последнего скрывать их истинные намерения и делать вид, что они просто «хотят узнать побольше о болезни Стаса», так сказать, для общего развития…
    Дашино сердце взволнованно колотилось в предвкушении. Ей казалось, они со Стасом на пороге новой жизни.
    Так началась Дашина учеба. Она ходила к доктору Ш. по два-три раза в неделю и буквально засыпала его самыми разными вопросами. Как научиться управлять собой? Как управлять другими людьми? Почему одни попадаются на крючок, а другие нет? На чем строится манипуляция? 
    В перерывах между уроками Даша штудировала новые книги. Постепенно она узнавала все больше о том, как думают люди и чем они руководствуются. Как прочесть человека по его лицу, телу, голосу, жестам? И как запрограммировать кого угодно на что угодно? Она жадно осваивала гипноз и нейролингвистическое программирование, позитивную психологию и методику формирования событий. Доктор Ш. оказался прав: как ученица Даша оказалась абсолютно ненасытна и чрезвычайно способна. 
    Сначала Стас сопровождал Дашу на уроках доктора Ш. из чистой солидарности. Но постепенно и сам увлекся тем, о чем они говорили. Раньше он никогда не задумывался о том, что движет людьми. А сейчас, получая информацию о человеческих слабостях, потребностях, страхах, желаниях, начинал пон...

    Цена:
    314 руб

    Стив Харви Вы ничего не знаете о мужчинах Straight Talk, No Chaser
    Вы ничего не знаете о мужчинах
    Все началось с невероятного успеха книги "Поступай как женщина, думай как мужчина", благодаря которой радиоведущий Стив Харви получил мировую известность и статус "эксперта по отношениям", а тысячи женщин - обручальное кольцо и статус "молодая жена". Шокированные, обнадеженные и воодушевленные, читательницы узнали о мужчинах много такого, о чем им никогда не рассказывали ни мамы, ни подружки, и под руководством Харви встали на путь, который повел их к алтарю.
    В своей второй книге "Вы ничего не знаете о мужчинах" Стив Харви продолжает раскрывать мужские тайны. "У меня четыре дочери, - говорит он, - и я хочу, чтобы они трезво смотрели на отношения и понимали, к чему они их приведут".
    Что ждать от мужчины, когда ему 20, 30, 40, 50 лет и больше. Как вывести его на чистую воду, используя метод допроса ЦРУ. Почему любовницы чаще всего оказываются в проигрыше. Что делать в ситуации, когда вы уже давно вместе, а он все никак не сделает предложения. Как достичь гармонии в постели, на кухне и в семейном бюджете. На эти и многие другие важные вопросы вы найдете честные мужские ответы в книге "Вы ничего не знаете о мужчинах".

    Об авторе
    Стив Харви начал выступать в эстрадных юмористических концертах в середине восьмидесятых. Снискав успех у публики, он получил возможность вести собственную радиопередачу, "Шоу Стива Харви", выходившую в эфир с 1996 по 2002 год. В 1997 году Стив гастролировал в составе "Королей комедии".
    Сейчас он известен как создатель известной передачи под названием "Утреннее шоу Стива Харви", как ведущий телевикторины "Семейная вендетта", выдержавшей уже не один сезон, и как автор бестселлера "Поступай как женщина, думай как мужчина". Будучи основателем и руководителем "Фонда Стива Харви", он жертвует немалые деньги на улучшение школьного образования на родине.

    Почему книга достойна прочтения
    Понять, почему мужчины поступают тем или иным способом, и растолковать это женщинам способен только мужчина. Стив не стал приукрашать действительность, он хочет, чтобы его читательницы смотрели правде в глаза.
  • Что ждать от мужчины, когда ему 20, 30, 40, 50 лет и больше
  • Как вывести его на чистую воду, используя метод допроса ЦРУ
  • Любовницы играют и проигрывают, или Как красиво потратить время впустую?
  • Он не делает предложение, вы не уходите - что дальше
  • Гармония в постели, на кухне и в семейном бюджете. Мужчины любят сделки
  • Красота и секс - ваше главное оружие. Как правильно этим пользоваться?
  • А также самые распространенные мифы о мужчинах

    Отзывы о книге

    "Харви знакомит читателей с особенностями психологии мужчины и предлагает женщинам готовую стратегию, помогающую приручить этого дикого зверя".

    Philadelphia Inquirer



    "Основательный, подробный справочник по современным мужчинам".

    Publishers Weekly



    "Стив Харви - настоящий мужчина".

    Chicago Tribune



    "Очень увлекательно".

    Joy Behar, Larry King Live



    ...

  • Цена:
    187 руб

    Эллен Фейн, Шерри Шнайдер Правила. Как выйти замуж за мужчину своей мечты All the Rules: Time-Tested Secrets for Capturing the Heart of Mr. Right
    Правила. Как выйти замуж за мужчину своей мечты
    Опра Уинфри назвала эту книгу феноменом и дважды приглашала авторов на свое ток-шоу. Журнал People отнес ее к категории "must-read", а Elle назвал лучшей книгой по отношениям. Почти каждое глянцевое издание хотя бы раз напечатало "Правила" в своем номере.
    Следуя им, Кейт Миддлтон вышла замуж за настоящего принца, Бейонсе нашла мужчину своей мечты, а Блейк Лайвли покорила сердце не одного голливудского холостяка, в том числе Леонардо Ди Каприо.
    "Правила", проверенные временем и миллионами женщин, приведут вас к желанной цели: помогут выйти замуж за Мужчину вашей мечты и сохранить любовь навсегда. Книга остается бестселлером на протяжении 20 лет и разошлась тиражом более 7 000 000 экземпляров....

    Цена:
    176 руб

    Дэн Вальдшмидт Будь лучшей версией себя. Как обычные люди становятся выдающимися Edgy Conversations: How Ordinary People Can Achieve Outrageous Success
    Будь лучшей версией себя. Как обычные люди становятся выдающимися
    О чем эта книга:
    Книга расскажет об истинных составляющих успеха. Вы поймете: дело вовсе не в усердии, а в том, кем вы являетесь.
    "Все, что вы знали об успехе - неверно. Ставьте цели. Много работайте. Будьте настойчивы. Этот рецепт успеха вы сможете повторить, даже если разбудить вас ночью и спросить. И он не работает - ни для вас, ни для кого бы то ни было еще".
    Вы работаете весь день, очень устаете к вечеру и ни на шаг не приближаетесь к успеху. Все дело в том, что успех определяется не тем, что вы делаете, а тем, кем вы являетесь.
    Такой вывод сделал Дэн Уолдсмит, исследовавший более 1000 историй обычных людей из бизнеса, науки, политики и спорта, добившихся выдающегося успеха. Среди этих людей шеф-повар ресторана, поборовший смертельную болезнь и заработавший со временем 3 звезды Мишлен; бегуны, преодолевающие невероятные расстояния и преодолевающие себя; уволившийся медик скорой помощи, открывший успешную компанию; фигуристка Джоанни Рошетт, которая на Олимпиаде выступала через три дня после сердечного приступа матери и смогла выиграть медаль; Валентина Терешкова, ставшая первой в истории женщиной-космонавтом в 26 лет; и многие другие. Все эти люди имели несколько общих черт, которые и выявили автор и его команда. Истории из этой книги не оставят вас равнодушными и вдохновят вас на новые достижения на работе, в спорте и любых других сферах жизни.

    Это книга для тех:
  • кто хочет добиться выдающихся результатов в чем бы то ни было;
  • кто любит яркие книги и вдохновляющие истории, вызывающие бурю эмоций;
  • кто хочет подарить другу или близкому книгу, способную изменить жизнь.

    Цитаты из книги:

    Оправдывая посредственность
    Все разговоры об успехе сводятся к серии решений. Первое: готовы ли вы делать что-то сложное, непривычное, экстремальное или можете лишь оправдывать свою посредственность?

    Прогресс
    Единственное, что стоит между вами и выдающимся успехом, — это продолжительный прогресс.

    Решения, а не идеи
    Ваше будущее зависит от ваших решений, а не от ваших идей.

    Новый уровень
    Нужно серьезно фокусироваться, чтобы добиться существенных изменений, которые переведут вас на новый уровень.

    Когда совсем не хочется
    Многое в жизни сводится к выполнению трудных вещей тогда, когда вам хочется этого меньше всего....

  • Цена:
    589 руб

    Дейл Карнеги Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей How to Win Friends & Influence People
    Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей
    Поучения, инструкции и советы Дейла Карнеги за десятки лет, прошедшие с момента первого опубликования этой книги, помогли тысячам людей стать известными в обществе и удачливыми во всех начинаниях. Наследники автора пересмотрели и немного обновили текст, подтверждая его актуальность и теперь, в начале нового века. 

    Для широкого круга читателей. 

    ...

    Цена:
    166 руб

    2008 Copyright © 1000show.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
    Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика