Поздравления
Как справлялась свадьба Осетия Традиции и обычаи

Как справлялась свадьба Осетия Традиции и обычаи

Родные невесты и жениха назначают день свадьбы. Родные невесты к свадьбе готовятся так: сначала готовят все, что полагается (т.е. приданое); после этого замачивают 12—15 пудов солода для пива, гонят араку, готовят быка и баранов; у родственников и соседей собирают кур, чтобы перед каждым гостем положить целую курицу.

 

Приготовив все, что полагается для свадьбы, родные невесты сажают юношу-соседа на коня и посылают его за неделю до свадьбы к родным жениха, чтобы сообщить им, что они в назначенный день готовы выдать свою дочь замуж и ждут гостей, которые приедут за невестой. Выслушав гостя, хозяин дома дает обещание прибыть за невестой в назначенный день. Юношу угощают, принимают с почестями, как желанного гостя.

 

Вернувшись домой, юноша сообщает, что он выполнил поручение и за невестой приедут в назначенный день. Тогда родные невесты приглашают ближайших соседей и часть родственников и просят их взять на себя все хлопоты по организации свадьбы, принять гостей и ухаживать за ними, как полагается. Передают им ключи от кладовой и от помещения, где хранятся все напитки, скот, предназначенный на убой в день свадьбы. Родители невесты приглашают на свадьбу всех своих родственников, друзей и соседей.

 

Родители жениха тоже заранее готовят пиво, араку, баранов, а может, и быка. После этого жених с шафером и кумом идут приглашать людей, которых заранее намечают, чтобы послать за невестой в качестве гостей. Приходят все трое и говорят: «Просим вас оказать нам честь и поехать с нами за невестой».

 

В назначенный день и час все приглашенные собираются в доме жениха. К их приходу накрывают столы. Пока мужчины сидят за обильным столом, шафер и кум выбирают девушек, которые тоже должны ехать за невестой. Девушки одевают национальный шелковый костюм, нагрудные крючки и пояс из позолоченного серебра и шелковый платок. Мужчины садятся каждый на своего коня, а девушки в арбу или бричку, и таким образом все вместе трогаются в путь. Девушки играют на гармошке, юные всадники гарцуют, и таким образом они подъезжают к дому невесты и ждут у ворот, пока хозяева не выйдут к ним, не пригласят их в дом.

 

В первую очередь заходят девушки. Сначала гостям подают три пирога, шашлык, араку и пиво. Для младших гостей устраивают танцы, и развлекают их девушки и парни со всего села или аула. За невестой приезжает обычно 50—60 человек, а при более пышной свадьбе — 100—140 человек.

 

После застолья, которое обычно заканчивается ближе к рассвету, с разрешения старших, младшие гости встают из-за стола и идут танцевать.

 

Дежурный, который следит за порядком во время танцев, останавливает гармонистку, когда приходят гости, в знак особого к ним уважения. На танцах особое внимание уделяется гостям. Им чаще других предоставляется право танцевать. На танцах поддерживается строгий порядок.

 

На рассвете из-за стола встают и старшие гости. Самых старших укладывают спать, а другие с рассветом выходят во двор и, взявшись под руки, становятся в круг и танцуют массовый танец «Чепена», одновременно запевая частушки из той же песни-танца. А в это время шафер и кум готовят невесту, чтобы не задерживаться, когда подойдет время ее забирать.

 

…Свадьба подходит к концу, и невесту просят одеться в дорогу. Но она ни за что не оденется, пока не скажут ей об этом ее брат или ближайшие родственники со стороны матери. А они ее просят одеться только в том случае, если между семьями жениха и невесты не возникает никаких недоразумений.

 

В одевании невесты обычно участвуют девушки или молодые невестки, а другие девушки — ее подруги — прячут что-нибудь из ее свадебного наряда и не отдают его до тех пор, пока шафер не даст им выкуп.

 

Шафер и кум, сняв шапки, берут невесту с двух сторон под руки, и тихо направляются с ней в хæдзар (просторное помещение, служащее и кухней, и столовой. Там же находится очаг дома). За ними следуют девушки, одна из них играет на гармошке, а юноши поют. Переступив порог хæдзар’а, мужчины, следующие за невестой, кричат: «Фарн идет!» (фарн — мир, изобилие, счастье). И старшие, сидящие в хæдзаре, отвечают им: «Пусть счастье несет с собой!» Молодежь начинает стрелять из револьверов.

 

Пока невесту подводят к надочажной цепи, девушки и молодые невестки рвут черкески у шафера и кума. Обычно невеста, пока она стоит у Сафа (Сафа — божество предков, покровитель надочажной цепи), плачет. Она в душе прощается с родителями, с родным очагом, с беззаботной девичьей жизнью.

 

Старшему опять приносят три пирога с шашлыком, полную большую чашу с пивом, и он возносит молитву Богу и «домовому» (Бынаты хицау), чтобы они благословили невесту, которая уходит из этого дома, и пожелали бы ей счастья. После этого невесте дают отведать от посвященных ей пирогов и шашлыка.

Вот, наконец, выводят невесту из хæдзар’а, ведут ее не торопясь, во двор, за ней следует молодежь со свадебными песнями. Тут ее сажают в арбу (а впоследствии стали сажать в бричку, а потом в тачанку).

 

Еще при выходе из хæдзар’а молодежь запирает перед ними двери и не выпускает невесту, пока от шафера и кума не получат выкуп.

 

Но вот все гости сели на коней, девушки тоже уселись на свои места и стали играть на гармошке. Молодые гости по очереди начинают гарцевать.

 

Следуя за арбой невесты, молодые всадники срывают друг с друга шапки и бросают их в арбу, где едет невеста, чтобы тот, чья шапка попадет туда, сделал невесте какой-нибудь подарок. По обычаю, не полагалось возвращать шапку без выкупа.

 

Если на пути следования невесты имеется святое место, то из дома невесты заранее берут с собой пироги, шашлыки и напитки. Доехав до святилища, все всадники спешиваются, с арбы сходит и невеста с подругами и возносят молитву тому святому.

 

Подъезжая к дому жениха, дружки начинают стрелять из винтовок, тем самым возвещая о своем возвращении. Несколько всадников вырываются вперед и, прискакав в дом жениха, стараются верхом прорваться в хæдзар. Это бывало своего рода спортивным соревнованием, и победитель получал три пирога и графин араки. Свою добычу он выносил во двор, сидя на коне, и отдавал ее стоявшим во дворе товарищам. Те его благодарили за отвагу и мужество, желали ему долгих счастливых лет жизни среди своих любимых сверстников.

 

К приезду невесты в дом жениха собираются все пожилые соседи и родственники, вся молодежь села, собирается полный двор радостно возбужденных людей. Сопровождающие невесту стреляют из винтовки. Заехав во двор, невесте помогают сойти с арбы, всадники тоже спешиваются. Шафер и кум берут невесту под руки с двух сторон, и торжественное шествие во главе с невестой направляется в хæдзар; сопровождающие поют свадебную песню.

 

Невесту заводят в хæдзар, причем она переступает порог правой ногой. Навстречу ей несут новорожденного мальчика и отдают ей его на руки, чтобы она чаще рожала сыновей. Невесту с песнями останавливают у очага с цепью, заставляют три раза поклониться Сафе и подносят к ее губам цепь, чтобы Сафа принял ее под свое покровительство и оберегал от несчастий. После этого самому старшему дают три пирога, шашлык, бокал, и тот возносит молитву за то, чтобы невеста принесла с собой счастье в свой новый дом и, чтобы домовой взял ее под свое покровительство.

 

Шафер и кум подводят невесту к старухам, и она каждой кланяется по очереди. Потом ей в руки дают чашечку с медом и маслом, и она каждой старухе кладет в рот полную ложку меда и масла и дарит носовой платочек — вытереть губы. В свою очередь каждая старуха благодарит ее и желает ей такой же сладкой жизни с мужем до глубокой старости, как сладость, которой она их угощает.

 

Переступив порог, невесту ведут уже в специально отведенную для нее комнату, тоже с песнями. Придя в комнату, невесту ставят в угол, заранее подготовленный для этой цели. Сюда тоже приносят три пирога с бокалом, и шафер возносит специальную молитву, чтобы невеста была счастлива на новом месте, чтобы она родила тут много сыновей. После молитвы в комнате устраивают танцы, и до самого утра молодежь танцует около невесты. Гостей, которые привезли невесту, сажают за свадебные столы и угощают их. В доме жениха в этот день режут баранов или другую скотину. Все поздравляют старших членов семьи жениха, высказывают пожелания, чтобы невеста принесла в их дом счастье.

 

источник: ossetia.ru

 


просмотров: 1310
Search Results from Ebay.US* DE* FR* UK
Морские круизы
Search Results from «Озон» Предметы интерьера
 
Статуэтка "Кошка" из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Гипс, акварель. The Franklin Mint, США, конец XX века
Статуэтка "Кошка" из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Гипс, акварель. The Franklin Mint, США, конец XX века
Цена:
7000 руб

Коллекционная статуэтка "Волхв Мельхиор". Фарфор, роспись, деколь. Faberge, Франция, в сотрудничестве с The Franklin Mint, конец XX века
Коллекционная статуэтка "Волхв Мельхиор". Фарфор, роспись, деколь. Faberge, Франция, в сотрудничестве с The Franklin Mint, конец XX века
Цена:
7000 руб

Статуэтка "Стул". Латунь, янтарь. Россия, Калининград
Статуэтка "Стул". Латунь, янтарь. Россия, Калининград
Статуэтка "Стул". Россия, Калининград.
Латунь, янтарь.
Сохранность хорошая.

Янтарь - ископаемая смола хвойных деревьев палеогенового периода. Методом каления янтарной крошки создаются замечательные по красоте и свойствам предметы....

Цена:
585 руб

Статуэтка "Заяц-барабанщик". Латунь, янтарь. Россия, Калининград
Статуэтка "Заяц-барабанщик". Латунь, янтарь. Россия, Калининград
Статуэтка "Заяц-барабанщик". Латунь, янтарь. Россия, Калининград Янтарь - ископаемая смола хвойных деревьев палеогенового периода. Методом каления янтарной крошки создаются замечательные по красоте и свойствам предметы....

Цена:
797 руб

Статуэтка "Жук скарабей". Латунь, янтарь. Россия, Калининград
Статуэтка "Жук скарабей". Латунь, янтарь. Россия, Калининград
Статуэтка "Жук скарабей". Латунь, янтарь. Россия, Калининград Янтарь - ископаемая смола хвойных деревьев палеогенового периода. Методом каления янтарной крошки создаются замечательные по красоте и свойствам предметы....

Цена:
585 руб

Статуэтка "Спорт. Белочка гимнастка". Латунь, янтарь. Россия, Калининград
Статуэтка "Спорт. Белочка гимнастка". Латунь, янтарь. Россия, Калининград
Статуэтка "Спорт. Белочка гимнастка". Россия, Калининград.
Латунь, янтарь.
Сохранность хорошая.

Янтарь - ископаемая смола хвойных деревьев палеогенового периода. Методом каления янтарной крошки создаются замечательные по красоте и...

Цена:
889 руб

Статуэтка "Емеля". Латунь, янтарь. Россия, Калининград
Статуэтка "Емеля". Латунь, янтарь. Россия, Калининград
Статуэтка "Емеля". Россия, Калининград.
Латунь, янтарь.
Сохранность хорошая.

Янтарь - ископаемая смола хвойных деревьев палеогенового периода. Методом каления янтарной крошки создаются замечательные по красоте и свойствам предметы....

Цена:
999 руб

Статуэтка "Лягушка", цвет: коричневый. Авторская работа. СК118
Статуэтка "Лягушка", цвет: коричневый. Авторская работа. СК118
Скульптура "Лягушка" коричневого цвета. Россия.
Фарфор.
Высота: 12.5 см.
Сохранность хорошая....

Цена:
736 руб

Статуэтка "Лягушка", цвет: зеленый. Авторская работа. ЕИ119
Статуэтка "Лягушка", цвет: зеленый. Авторская работа. ЕИ119
Скульптура "Лягушка" зеленого цвета. Россия.
Фарфор. Авторская работа.
Высота: 12,5 см.
Сохранность хорошая....

Цена:
736 руб

Постер Даринчи № 21. Авторская работа
Постер Даринчи № 21. Авторская работа
Подарочный постер с фирменным паспарту. Россия.
Картон. Авторская работа.
Размер: 30 х 40 см.
Сохранность хорошая....

Цена:
353 руб

2008 Copyright © 1000show.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика