Поздравления
Туркменские обряды хранят народные традиции

Туркменские обряды хранят народные традиции


Исстари вступление туркмен в брак сопровождалось определенным комплексом свадебных обычаев и обрядов. Немалую роль в этом играла одежда, особенно женская.

Следует отметить, что сбор материалов по этой теме в современных условиях - задача не из легких, ибо сведущих в этой области людей осталось мало. В городском быту свадебная обрядность давно превратилась из культового ритуала в ритуал этикета, часть культурной традиции. Наиболее ярко свадебный цикл проявляется в сельской местности, однако даже аксакалы не помнят во всех деталях эти обряды.

На протяжении долгой эволюции свадьба впитала большое количество компонентов различных обрядов. Одежда невесты отличается от повседневной не только по качеству, но, прежде всего, по символике. В прошлом одежда, выполняя экономические, эстетические и другие функции, в обрядах приобретала и магическое значение. Свадебный костюм был тесно связан с магией, выполняя различные функции, в том числе оберега и очищения.

Туркмены, как и другие народы, придают особое значение времени совершения того или иного действия свадебного обряда: сватовство, сговор, шествие за невестой, выход ее из родительского дома, перевод в дом жениха. Свадебная обрядность отличалась многообразием различных церемоний, сохранявших архаические черты культуры и быта. О степени сохранности традиционных элементов наиболее полно свидетельствует женский свадебный наряд, представленный в комплексе.

Народные праздники по своей природе оптимистичны. В свадебном ритуале большое значение имел платок. На <гелин той> (свадьбу невесты) женщины со всего села несут свадебные гостинцы, сласти в узелках из платков различных размеров. При уходе им возвращаются узлы с подарками, равноценными принесенным. Большой платок служил одним из видов подарка. Во время состязаний среди мужчин выиграть платок считается самым ценным призом. Свадебный кортеж (прежде из верблюдов и коней, ныне из автомобилей) девушки украшают разноцветными платками, которые затем раздают водителям и сопровождающим лицам.

Платок - важное украшение свадебного ритуала. Все молодые женщины и девушки приходят на свадьбу непременно в ярких красочных платках. В одном месте их ткут, в другом - используют покупные, фабричные, в некоторых семьях тканые платки специально хранятся для семейного торжества. В недалеком прошлом по дороге в селение будущего мужа свадебный поезд всех встречных в пути одаривал небольшими платками и кусками материи, <чтобы обезвредить злые силы, могущие повредить молодой семье>.

В наши дни на свадьбе гостям раздаривают маленькие куски ткани, платки <шапырдык>, носовые платочки. Гость, прикоснувшись им к лицу, произносит слова: <Бизеде худай етерсин>. Этот платок или кусок ткани является знаком торжества и благополучия. Приносят подарки и в дом жениха: платки, отрезы ткани, ковры, паласы, кошмы, подстилки - <ат гулак>.

Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. От этого зависело благополучие невесты. Платье кроили и шили в доме невесты из ткани, полученной из дома жениха. По этому поводу в доме собирались ее близкие подруги. Кроила это платье уважаемая на селе женщина, многодетная мать, начиная с благословения. Обрезки материала забирали присутствующие при раскрое - на счастье.

Свадебное платье, при всей своей чрезвычайной консервативности, всегда отличается богатой орнаментацией и украшениями. На древнее происхождение некоторых из этих украшений указывают параллели со средневековыми подвесками <апбасы>. Их пришивают на грудь по обеим сторонам платья в несколько рядов. Платье становится парадным от серебристого перелива чешуйчатых бляшек-подвесок, издающих мелодичный перезвон при ходьбе, как бы отгоняя злых духов. Большинство подвесок служило не только украшением, но имело определенное символическое значение, выполняя роль оберегов, амулетов.

При <кайтарма> невесты в первый день в родительском доме устраивали угощение (кайтарма - возвращение молодой жены в дом отца после медового месяца до полной выплаты семьей молодого мужа калыма). В присутствии свекрови невесту одевают в другое платье - в халат красного цвета в узенькую продольную полоску. В дом мужа она возвращается в темно-зеленой накидке оливкового оттенка.

Обряды, связанные с бракосочетанием, отображают мировоззрение и целый комплекс представлений народа. Несомненно, свадебная одежда, помимо утилитарного назначения, выполняла роль оберега. Она и украшалась разного рода амулетами для защиты от вредоносных сил, помощи в сохранении здоровья и благополучия.

Широко было распространено поверье, что невеста привлекает к себе всякую нечисть, поэтому ее надо оберегать всеми доступными средствами. Стремясь почти полностью скрыть от постороннего взгляда лицо и фигуру, невесту закрывали головной накидкой. Существовало большое количество действий, амулетов, талисманов, которые, как считалось, обладали охранительной силой (<Носящий дагдан не споткнется, а споткнется - не упадет> - гласит поговорка).

Во все виды свадебной одежды вшивали плетенки, шнурки из верблюжьей шерсти, зуб свиньи, серебряные пластинки в ожерельях из бус с глазками и т.д. <Дагдан> из дерева и треугольный мешочек с углем и солью пришивали к соединительной пластинке <ара герби> между ложными рукавами ритуальной накидки. Соль, по представлениям многих народов, имеет охранительное значение.

По народным поверьям, невеста в первые дни замужества не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо грязной воды и золы, ходить под определенным деревом. Не полагалось брать невесту на похороны и поминки.

Один из самых интересных и сложных элементов в свадебном церемониале - обряд смены девичьего головного убора на женский. Он проводится на второй день после свадьбы у одних групп туркмен, на третий день - у других, у некоторых - через 15 дней, а у човдуров средней Амударьи - после рождения первенца.

Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который успевает захватить среди шумной толпы мальчик или девочка. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп - сласти, печенье. Молодая женщина обязана хранить этот платок до замужества своей дочери или женитьбы сына (предстоит подарить его невестке).

Другой вариант: на халат невесты накидывают <уздечки> из сплетенных веревок. Жених символически трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, что символизирует покорность молодой жены в их будущей совместной жизни. Сразу накидывают большой головной платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Здесь удвоенную силу несет белый цвет, имеющий очистительный характер, дарящий счастье, долголетие. Головной убор становится символом замужества женщины, начала женской судьбы.

В этих обычаях - сохранение традиций. Религиозно-магический характер обрядов постепенно утрачивает силу. Многие обряды соблюдаются просто по принятому этикету. Современный свадебный костюм представляет собой трансформацию определенных глубоко архаичных, но в древности реально функционировавших явлений обрядовой жизни туркменского народа. Анализ изложенных материалов позволяет отметить, что как в селе, так и в городе сохранился ряд обычаев и обрядовых действий в свадебных торжествах. И если магические функции одежды заметно ослабли или вовсе исчезли, то эстетические имеют огромное значение в современных обрядах и традициях.



Полезные сайты
ModaFashionShow.ru: Энциклопедия моды
HairRoom.ru: Все о стрижках
SpaDeLux.ru: СПА-процедуры


просмотров: 1461
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Предметы интерьера
 
Кукла коллекционная "Гимназистка", 45 см, цвет: розовый
Кукла коллекционная "Гимназистка", 45 см, цвет: розовый
Сувенирные куклы служат прекрасным подарком не только для коллекционера, они дарят радость, когда мы ими любуемся, прекрасно вписываются в любой интерьер....

Цена:
2573 руб

Набор дамский для туалетного столика из 4 предметов . Латунь, текстиль, вышивка. Великобритания, 1950-е гг.
Набор дамский для туалетного столика из 4 предметов . Латунь, текстиль, вышивка. Великобритания, 1950-е гг.
Изящный дамский набор для туалетного столика из 4 предметов.
Латунь, текстиль, вышивка.
Великобритания, 1950-е гг.

В набор вошли:
Пара подсвечников - высота 5 см, диаметр основания 8 см, диаметр розетки 2,2 см.
Щетка для одежды -...

Цена:
7097 руб

Ваза "Синий лев", фарфор, роспись, золочение. ЛОЗ. СССР, третья четверть ХХ века
Ваза "Синий лев", фарфор, роспись, золочение. ЛОЗ. СССР, третья четверть ХХ века
Ваза "Синие львы". СССР, ЛЗФИ, 1960-е гг. Диаметр 13,5 см....

Цена:
2904 руб

Фигурка декоративная Гифтман "Осьминог", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 53393
Фигурка декоративная Гифтман "Осьминог", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 53393
Фигурка декоративная, настольный декор Гифтман "Осьминог".
Янтарь искусственный (прессованная янтарная крошка), латунь.
Россия, Калининград.

Ручная работа.

Размер:
Высота - 2,5 см.
Основание - 4,5 х 3,5...

Цена:
529 руб

Фигурка декоративная Гифтман "Обезьяна все расскажу", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 52157
Фигурка декоративная Гифтман "Обезьяна все расскажу", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 52157
Фигурка декоративная, настольный декор Гифтман "Обезьяна все расскажу".
Янтарь искусственный (прессованная янтарная крошка), латунь.
Россия, Москва.

Ручная работа.

Размер:
Высота - 2,5 см.
Основание - 2,5 х 2...

Цена:
157 руб

Фигурка декоративная Гифтман "Кобра с капюшоном", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 53333
Фигурка декоративная Гифтман "Кобра с капюшоном", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 53333
Фигурка декоративная, настольный декор Гифтман "Кобра с капюшоном".
Янтарь искусственный (прессованная янтарная крошка), латунь.
Россия, Москва.

Ручная работа.

Размер:
Высота - 4 см.
Основание - 4,5 х 3,5...

Цена:
600 руб

Авторский рисунок в китайском стиле "Розовая лилия", художник Виктория Карпунина. Размер 30 х 40 см. Россия
Авторский рисунок в китайском стиле "Розовая лилия", художник Виктория Карпунина. Размер 30 х 40 см. Россия
Авторский рисунок в китайском стиле "Розовая лилия".
Художник Виктория Карпунина.
Размер листа: 30 х 40 см.
Рисовая бумага.
Техника гохуа (традиционная китайская живопись).

Для бережного хранения рекомендуется рама...

Цена:
6667 руб

Кукла коллекционная King Star "Зайка", длина 31 см. 16059
Кукла коллекционная King Star "Зайка", длина 31 см. 16059
Кукла коллекционная King Star "Зайка" выполнена из текстиля, набита синтепоном. Детское личико изготовлено из фарфора с полимерными элементами. Кукла декорирована цветами на голове и бантиком на шее.
Прекрасный подарок для близких и...

Цена:
1586 руб

Ваза "Садовые цветы". Фарфор, рельефная роспись цветными эмалями. Высота 20 см. Old Tupton Ware, Великобритания, 2000-е гг.
Ваза "Садовые цветы". Фарфор, рельефная роспись цветными эмалями. Высота 20 см. Old Tupton Ware, Великобритания, 2000-е гг.
Ваза "Садовые цветы" знаменитой английской марки.
Фарфор, рельефная ручная роспись цветными эмалями.
Маркировка: подглазурное клеймо серого цвета "Old Tupton Ware" и оригинальная этикетка "Hand painted. Old Tupton Ware".
Датировка:...

Цена:
10834 руб

Окарина "Шаман с оленем". Глина, обжиг. Россия, Алтай
Окарина "Шаман с оленем". Глина, обжиг. Россия, Алтай
Окарина "Шаман с оленем". Россия, Алтай.
Глина, обжиг.
Размер 5 х 4 х 2 см.
Сохранность хорошая.

Изображение налобной бляхи из узды коня скифов. Оберег в пути. Может применяться как оберег транспортного средства, оберег от...

Цена:
845 руб

2008 Copyright © 1000show.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика