Поздравления
Обеденное кушанье Их Императорския Величества

 

Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры Е.Лаврентьева

 

«Обеденное кушанье Их Императорский Величества кушать изволили в столовой комнате»

В отличие от своих подданных и Екатерина II, и Павел I, и его сыновья были весьма умеренны в еде.

«Изгоняя роскошь и желая приучить подданных своих к умеренности, император Павел назначил число кушаньев по сословиям, а у служащих – по чинам. Майору определено было иметь за столом три кушанья.

Яков Петрович Кульнев, впоследствии генерал и славный партизан, служил тогда майором в Сумском гусарском полку и не имел почти никакого состояния. Павел, увидя его где-то, спросил: "Господин майор, сколько у вас за обедом подают кушаньев?" – "Три, Ваше Императорское Величество". – "А позвольте узнать, господин майор, какие?" – "Курица плашмя, курица ребром и курица боком", – отвечал Кульнев. Император расхохотался» 2.

По словам сенатора А. А. Башилова, жизнь Павла «была заведенные часы; все в одно время, в один час, воздержанность непомерная; обед – чистая невская водица и два, три блюда самые простые и здоровые. Стерляди, матлоты, труфели и прочие яства, на которые глаза разбегутся, ему подносили их показать; он, бывало, посмотрит и часто мне изволил говорить: "Сам кушай". После говядины толстый мундшенк подносил тонкую рюмочку вина – кларета бургонского» 5.

Отдавая должное изысканной кухне, Александр I, как свидетельствуют современники, был также умерен в еде. О некоторых кулинарных пристрастиях Александра I узнаем из записок его лейб-хирурга Д. К. Тарасова: «В Царском Селе государь постоянно соблюдал весною и летом следующий порядок: в 7-м часу утра кушал чай, всегда зеленый, с густыми сливками и с поджаренными гренками из белого хлеба... В 10 часов возвращался с прогулки и иногда кушал фрукты, особенно землянику, которую он предпочитал всем прочим фруктам... В 4 часа обедал. После обеда государь прогуливался или в экипаже, или верхом. В 9-м часу вечера кушал чай, после коего занимался работою в своем маленьком кабинете; в 11 часов кушал, иногда простоквашу, иногда чернослив, приготовляемый для него без наружной кожицы» 4.

Графиня Шуазель-Гуффье в своих воспоминаниях приводит слова графа Толстого об императоре Александре I: «„император никогда не хочет брать во время своих путешествий ни поваров, ни провизии; он довольствуется той едой, которая попадается в пути» 5.

Подобным образом вел себя в дороге, как свидетельствуют современники, и Николай I: «В путешествиях своих государь Николай Павлович удивительно как умерен в своей пище и раз навсегда приказал своему maitre d'hotel Миллеру, чтобы за обедом у него никогда не было более трех блюд, что и решительно исполнялось» 6.

Не отличались излишеством и царские обеды во дворце. «Императорская семья проживала в Гатчине совершенно патриархальным образом, – отмечает А. В. Эвальд. – ... Помню, что обедали всегда за длинным столом. Государь садился посредине, государыня – напротив него. Направо и налево от них садились великие князья и княжны и приглашенные лица. Во время обеда всегда какой-то музыкант играл на рояле. Перемен блюд бывало немного, три или четыре, не больше. Иногда государю отдельно подавали горшочек с гречневой кашей, которую он очень любил» 7.

«К себе самому император Николай I был в высшей степени строг, вел жизнь самую воздержанную, кушал он замечательно мало, большею частью овощи, ничего не пил, кроме воды, разве иногда рюмку вина, и то, право, не знаю, когда это случалось; за ужином кушал всякий вечер тарелку одного и того же супа из протертого картофеля...» 8.

«Государь за домашними у себя обедами говорил обыкновенно по-русски, и только обращаясь к императрице, или когда у других шел разговор с нею, переходил к французскому языку. Гости вообще не заводили новых материй без особенного вызова, разве только иногда с императрицею; но государь сам был очень разговорчив, и беседа редко прерывалась...» 9.

От Екатерины II Николай Павлович унаследовал любовь к соленым огурцам, а точнее – к огуречному рассолу. «Великий князь был очень воздержан в пище, он никогда не ужинал, но обыкновенно при проносе соленых огурцов пил ложки две огуречного рассола...» – писал о будущем императоре камер-паж его супруги 10.

Из этих же воспоминаний узнаем о том, какие обязанности выполняли камер-пажи во время царского застолья: «Каждый день за обедом, фамильным или с гостями, камер-пажи служили у стола царской фамилии. Особенное внимание и осторожность нужны были при услужении Марии Федоровне. Камер-паж должен был ловко и в меру придвинуть стул, на который она садилась; потом, с правой стороны, подать золотую тарелку, на которую императрица клала свои перчатки и веер. Не поворачивая головы, она протягивала назад через плечо руку с тремя соединенными пальцами, в которые надо было вложить булавку; этою булавкою императрица прикалывала себе к груди салфетку. Пред особами императорской фамилии, за которыми служили камер-пажи, стояли всегда золотые тарелки, которые не менялись в продолжение всего обеда. Каждый раз, когда подносилось новое блюдо, камер-паж должен был ловко и без стука поставить на эту тарелку фарфоровую, которую, с оставленным на ней прибором, он принимал, на золотой тарелке подносил чистый прибор взамен принятого.

По окончании обеда, таким же образом, подносил на золотой тарелке перчатки, веер и прочее, переданное в начале обеда. Тогда были в моде длинные лайковые перчатки и камер-пажи с особенным старанием разглаживали и укладывали их перед тем, чтобы поднести. Камер-пажи служили за обедом без перчаток и потому особенное старание обращали на свои руки.

Они холили их, стараясь разными косметическими средствами сохранить мягкость и белизну кожи»11.

«У Марии Феодоровны за всеми вообще "столами" служили камер-пажи при дамах и мужчинах царской фамилии. На "фамильных" обедах (которых бывало, помнится, по два в неделю) один камер-паж на половине государя, другой на половине императрицы», – свидетельствует другой бывший камер-паж императрицы Марии Федоровны декабрист А. С. Гангеблов 12.

На фамильных обедах присутствовали не только «превосходительные гости», но и литераторы, художники, музыканты, члены Академии. Среди приглашенных были и военные. «Император Николай Павлович очень любил генерала Скобелева и ценил его заслуги и его преданность престолу и России. Он нередко запросто обедал у государя в Зимнем дворце и удостоивался такого внимания, что нарочно для него подаваемы были щи русские настоящие, сальник с кашей и колбовый пирог. Иван Никитьевич с трудом умел воздерживать свою солдатскую откровенность, подчиняя ее условиям придворной утонченности. "...Виноват, государь, может быть, старый солдатина и заврался. Он ведь следует русской поговорке хлеб-соль ешь, а правду режь". Тогда государь, указывая слегка вилкою на шампиньонный пирог на тарелке пред Скобелевым, сказал: "Есть, Иван Никитич, и другая поговорка: ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами"» 13.

«Такие небольшие обеды, к которым приглашались двое или трое приближенных, бывали у императора Николая чрезвычайно часто, почти ежедневно. Сам он являлся тут обыкновенно в сюртуке без эполет; военные – в Петербурге в мундирах, а в летних резиденциях также в сюртуках; штатские же – везде единообразно в мундирных фраках, белых галстуках и лентах по камзолу» 14.

Воспитанник кадетского корпуса В. Д. Кренке вспоминает: «Слишком за год до выпуска и я был удостоен один раз назначением на обед к великому князю (Михаилу Павловичу. – Е. Л.). Накануне, или за день перед тем, Клингенберг, по обыкновению, делал репетицию, т. е. звал обедать к себе, причем учил, как держать в руке ложку, нож, вилку, объяснял, при каких кушаньях употребляется одна вилка, когда нож и вилка, как привстать на месте, если великий князь обратится с личным вопросом, советовал отказываться от тех блюд, которые увидят в первый раз, и проч. При мне за обедом у великого князя было много гостей; кадеты сидели через одного между гостями. Помню, что к обеду подавались щи и каша, подавались и устрицы, от которых кадеты большею частию отказывались, но великий князь заставлял брать устрицы и учил, как их едят. После обеда кадет забавляли фокусами; вечерний чай разливала сама великая княгиня Елена Павловна; при отъезде из дворца кадетские кивера наполнялись конфектами» 15.

Как говорилось выше, было принято из дворца привозить «своим семейным гостинцу с царского стола». «Особенно детям нравились конфеты придворной кондитерской, да и не одним детям. Эти конфеты имели особый вид – это были леденцы, которые изготовлялись из настоящего фруктового или ягодного сока, а не из эссенций*16. Конфеты и другие «царские гостинцы* принято было брать со стола, когда императорская фамилия уже удалилась из обеденной залы. Дежурный адъютант от имени высочайших особ выражал благодарность гостям за «приятно проведенный вечер».


Полезные сайты
Foodmenu.ru Кулинарные рецепты
World-Tours.ru: Занимательная география
YTurist.ru: Достопримечательности Россия


просмотров: 1280
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Предметы интерьера
 
Статуэтка "Юный джентельмен". Композитный материал, роспись, дерево, ручная работа. Высота 20 см. Capodimonte, Италия, 1986 год
Статуэтка "Юный джентельмен". Композитный материал, роспись, дерево, ручная работа. Высота 20 см. Capodimonte, Италия, 1986 год
Статуэтка "Юный джентельмен" на деревянной подставке, знаменитой неаполитанской фабрики фарфора Capodimonte, автора Джузеппе Армани!
Композитный материал, роспись, ручная работа.
Маркировка: клеймо в тесте "1986 Florence", "N" .
Датирвка:...

Цена:
13871 руб

Статуэтка "Рыбак с сетью", в стиле Capodimonte. Фарфор-бисквит, роспись, ручная работа. Высота 15 см. Япония, вторая половина ХХ века
Статуэтка "Рыбак с сетью", в стиле Capodimonte. Фарфор-бисквит, роспись, ручная работа. Высота 15 см. Япония, вторая половина ХХ века
Статуэтка "Рыбак с сетью" в стиле Capodimonte.
Фарфор-бисквит, роспись, ручная работа.
Маркировка: без клейма.
Датировка: Япония, вторая половина ХХ века.

Высота - 15 см.

Сохранность коллекционная: без сколов, без...

Цена:
3549 руб

Часы настольные "Александрийский столп". Натуральный змеевик, бронза, полировка. Ручная работа. Россия
Часы настольные "Александрийский столп". Натуральный змеевик, бронза, полировка. Ручная работа. Россия
Изящные настольные кварцевые часы "Александрийский столп" .
Натуральный змеевик, бронза, полировка. Ручная работа.
Маркировка: без клейма.
Россия.

Размер:
высота - 30 см.
основание - 7 х 7 см....

Цена:
5334 руб

Набор дамский для туалетного столика из 4 предметов эпохи и стиля Арт Деко. Пресиковое стекло. Великобритания, 1930-е гг.
Набор дамский для туалетного столика из 4 предметов эпохи и стиля Арт Деко. Пресиковое стекло. Великобритания, 1930-е гг.
Превосходный дамский набор, для туалетного столика из 4 предметов эпохи и стиля Арт Деко.
Пресиковое стекло.
Великобритания, 1930-е гг.

Состав и размеры:
Подсвечник 1 шт. - высота 5 см, основание 7 х 7 см, диаметр розетки 2...

Цена:
4678 руб

Статуэтка "Тигренок". Фарфор, роспись, глазуровка. ЛФЗ. СССР, 1970-80-е гг.
Статуэтка "Тигренок". Фарфор, роспись, глазуровка. ЛФЗ. СССР, 1970-80-е гг.
Статуэтка "Тигренок". Фарфор, роспись, глазуровка. ЛФЗ. СССР, 1970-е - 1980-е гг. Автор оригинальной модели - скульптор Б. Я. Воробьев (1950-е гг.)....

Цена:
1613 руб

Фигурка декоративная Гифтман "Баран. Денежный", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 53305
Фигурка декоративная Гифтман "Баран. Денежный", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 53305
Фигурка декоративная, настольный декор Гифтман "Баран. Денежный".
Янтарь искусственный (прессованная янтарная крошка), латунь.
Россия, Калининград.

Ручная работа.

Размер:
Высота - 3 см.
Основание - 4 х 2,5...

Цена:
872 руб

Фигурка декоративная Гифтман "Змея без шара", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 53326
Фигурка декоративная Гифтман "Змея без шара", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 53326
Фигурка декоративная, настольный декор Гифтман "Змея без шара".
Янтарь искусственный (прессованная янтарная крошка), латунь.
Россия, Москва.

Ручная работа.

Размер:
Высота - 4,5 см.
Основание - 6,5 х 4,5...

Цена:
623 руб

Фигурка декоративная Гифтман "Овца", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 53390
Фигурка декоративная Гифтман "Овца", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 53390
Фигурка декоративная, настольный декор Гифтман "Овца".
Янтарь искусственный (прессованная янтарная крошка), латунь.
Россия, Москва.

Ручная работа.

Размер:
Высота - 3 см.
Основание - 3,5 х 3...

Цена:
634 руб

Фигурка декоративная Гифтман "Кобра", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 52202
Фигурка декоративная Гифтман "Кобра", материал: латунь, искусственный янтарь. Ручная работа. 52202
Фигурка декоративная, настольный декор Гифтман "Кобра".
Янтарь искусственный (прессованная янтарная крошка), латунь.
Россия, Москва.

Ручная работа.

Размер:
Высота - 4 см.
Основание - 4,5 х 3,5...

Цена:
822 руб

Фигурка декоративная Гифтман "Кот - стрелец". Ручная работа.52230
Фигурка декоративная Гифтман "Кот - стрелец". Ручная работа.52230
Фигура на янтаре...

Цена:
1280 руб

2008 Copyright © 1000show.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика