Поздравления
Каждый, говорили, должен знать час, в который хозяева обедают

 

Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры Е.Лаврентьева

 

КУЛЬТУРА ЗАСТОЛЬЯ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ





«Каждый, говорили, должен знать час, в который хозяева обедают, опаздывать неприлично и невежливо»


Петровские преобразования привели к коренной смене кулинарных традиций и обычаев страны. По словам современника, «во всех землях, куда проникает европейское просвещение, первым делом его бывают танцы, наряды и гастрономия». Изменился не только набор блюд, но и порядок еды. В начале XIX века многие дворяне еще помнили время, когда обед начинался в полдень.

Император Павел I пытался приучить своих подданных обедать в час.

Интересен рассказ графини Головиной:

«Однажды весною (это случилось перед отъездом на дачу), после обеда, бывшего обыкновенно в час, он (Павел I. – Е.Л.) гулял по Эрмитажу и остановился на одном из балконов, выходивших на набережную. Он услыхал звон колокола, во всяком случае не церковного, и, справившись, узнал, что это был колокол баронессы Строгановой, созывавший к обеду.

Император разгневался, что баронесса обедает так поздно, в три часа, и сейчас же послал к ней полицейского офицера с приказом впредь обедать в час. У нее были гости, когда ей доложили о приходе полицейского.

Все были крайне изумлены этим посещением, но когда полицейский исполнил возложенное на него поручение с большим смущением и усилием, чтобы не рассмеяться, то только общее изумление и страх, испытываемый хозяйкой дома, помешали присутствовавшему обществу отдаться взрыву веселости, вызванному этим приказом совершенно нового рода» 2.

Во времена царствования Александра I время обеда постоянно сдвигалось, а к концу первой трети XIX века русский порядок еды окончательно вытеснился европейским. Император Павел I почти всегда обедал в одно и то же время («в час пополудни»), чего нельзя сказать об Александре I. Красноречиво свидетельствуют об этом записи в «Камер-фурьерском церемониальном журнале»:

«В половине 3-го часа Их Императорския Величества изволили иметь обеденный стол в Зеркальной зале в 23-х кувертах» (запись от 28 июля 1801 года).

«В начале 4-го часа соизволили Их Величества выход иметь в Зеркальный зал за обеденный стол» (запись от 24 августа 1802 года).

«В начале 5-го часа Их Величества за обеденным столом изволили кушать в столовой...» (запись от 22 мая 1810 года).

В годы, непосредственно предшествовавшие войне с Наполеоном, вспоминает Д. Н. Бегичев, «обедывали большею частью в час, кто поважнее в два, и одни только модники и модницы несколько позднее, но не далее как в 3 часа. На балы собирались часов в восемь или девять, и даже самые отличные франты приезжали из французского спектакля не позднее десяти часов» 3.

Еще в 90-е годы XVIII века доктора «единогласно проповедовали, что и 3 часа за полдень в регулярной жизни для обеда несколько поздно, а четырех часов в отношении к здоровью они почти ужасались!» 4. Однако, несмотря на предостережения докторов, после войны обед «почти везде начался в 3 часа, а кое-где и в три часа с половиною».

Щеголи приезжали на балы за полночь. Ужин после бала проходил в 2–3 часа ночи.

Г. Т. Северцев отмечает: «В высшем обществе день начинался довольно рано; в 10 часов вставали, обед происходил обыкновенно в 4–5 часов... Жизнь среднего круга значительно разнилась от высшего. Здесь обедали в 3–4 часа...» 5.

Таким образом, как в первое десятилетие XIX века, так и в 20–30-е годы, знать обедала на час, а то и на два часа позже среднего дворянства. Время обеда в провинции не совпадало с «обеденным часом» жителей столиц: «...это провинциальное среднее дворянство, которое, строго соблюдая обычаи предков, кушает не по-питерски и не по-московски, а просто в 12 часов и отдыхает после хлеба-соли» 6.

Действительно, распорядок дня петербургской знати отличался от распорядка дня москвичей.

Москвичка Варвара Петровна Шереметева, приехавшая в Петербург в 1825 году, записывает в дневнике: «Вот Федя с нами обедал в 2 часа, это в Петербурге необыкновенно рано и нигде не обедают» 7.

«В Петербурге утро не такое, как в Москве: выезжают в 4 часа к обеду...»– сообщает в 1813 году княжна В. И. Туркестанова Фердинанду Кристину 8.

В отличие от Москвы Петербург был городом деловых людей. По словам А. Я. Булгакова, «здесь все с утра до ночи работают, пишут, не с кем побалагурить».

«В Петербурге, – вспоминает В. И. Сафонович, – назначение дня для приемов считалось необходимостью, что представлялось удобным для того, чтоб желающие видеться не ездили даром к друг другу, а были уже уверены, что застанут дома; да и хозяевам лучше посвятить для приемов один день в неделю, нежели принимать каждый день и не быть никогда покойным» 9.

В Петербурге было не принято являться к обеду задолго до назначенного часа. Этот обычай москвичам казался предосудительным, о чем читаем в «Записках» Д. Н. Свербеева:

«В досужее от празднеств время собирались иногда ко мне прежние мои московские приятели и товарищи по университету вечером на чашку чая, а иногда и пообедать, и не без насмешек замечали некие мои нововведения в тогдашнем домашнем быту по подражанию иноземным обычаям...

На предлагаемый им скромный обед попреков они, впрочем, не делали, сердились же только за назначение для обеда позднего часа и оскорблялись, если кто-нибудь из них заберется ко мне за час до обеда и не застанет меня дома» 10.

Поскольку время обеда сместилось к 5–6 часам, отпала необходимость в обильном ужине. Журнал «Московский курьер» за 1805 год в рубрике «Парижские известия» сообщает: «Обедают здесь в пять часов пополудни и совсем не ужинают: ужин, говорят, расстраивает желудок и – карман, я думаю, не худо прибавить» 11.

О своем распорядке дня во время пребывания в Париже в 1815 году рассказывает в письме к матери Н. Муравьев: «Здесь завтракаю я в 11 часов утра, обедаю в 6 и по здешнему обычаю не ужинаю» 12.

В периодическом издании «Дух журналов» за 1815 год опубликованы «Письма из чужих земель одного русского путешественника». В одном из них, с пометкой «Лондон, 13 сентября 1814 год», автор пишет: «Еще надобно вам сказать, что здесь только один раз кушают, а никогда не ужинают, разве слегка чего-нибудь перекусят. Но, как здесь завтракают дважды (в первый раз как встанут, чай с тостами; а во второй раз часу в первом посытнее; обедают же поздно часов в шесть, а в 10 часов ввечеру опять чай пьют с тостами), то ужин и не нужен: я так к этому привык, что, думаю, ничего не может быть натуральнее» 13.

Этот европейский обычай находит своих сторонников и в России. Архитектор В. А Бакарев, работавший в усадьбе князя Куракина в 1820–1828 годах, вспоминает: «В отношении хлебосольства оно было в полной мере русское. Ежедневный обед – ужина никогда не бывало – начинался во всякое время года в три часа…» 14.

Академик живописи Ф. Г. Солнцев в своих воспоминаниях «Моя жизнь и художественно-археологические труды» рассказывает о том, какой распорядок дня господствовал в Приютине, имении президента Академии художеств А Н. Оленина:

«Гостить у Олениных, особенно на даче, было очень привольно: для каждого отводилась особая комната, давалось все необходимое и затем объявляли: в 9 часов утра пьют чай, в 12 – завтрак, в 4 часа – обед, в 6 часов полудничают, в 9 – вечерний чай; для этого все гости сзывались ударом в колокол; в остальное время дня и ночи каждый мог заниматься чем угодно...» 15.

Примечателен рассказ Н. Дуровой из ее воспоминаний «Год жизни в Петербурге»:

«Александр Сергеевич (Пушкин. – Е. Л.) приехал звать меня обедать к себе.

– Из уважения к вашим провинциальным обычаям, –- сказал он, усмехаясь, – мы будем обедать в пять часов.

– В пять часов?.. В котором же часу обедаете вы, когда нет надобности уважать провинциальных привычек?

– В седьмом, осьмом, иногда и девятом.

– Ужасное искажение времени! Никогда б я не мог примениться к нему.

– Так кажется; постепенно можно привыкнуть ко всему.

Пушкин уехал, сказав, что приедет за мною в три часа

с половиною» 16.

Обедом также называли прием пищи в ночные часы. «Обедали мы ровно в полночь, а беседа и разговоры наши продолжались почти до утра», – читаем в «Воспоминаниях» А. М. Фадеева 17.

«Во всех приличных собраниях к столу садятся после полуночи...» 18.

И все-таки в Москве европейские обычаи не прижились так, как в Петербурге. Иностранные путешественники сходились в едином мнении: в Москве резче выражен национальный характер, а в Петербурге жители менее держатся своеобразия в образе жизни.


Полезные сайты
Foodmenu.ru Кулинарные рецепты
World-Tours.ru: Занимательная география
YTurist.ru: Достопримечательности Россия


просмотров: 1624
Search All Ebay* AU* AT* BE* CA* FR* DE* IN* IE* IT* MY* NL* PL* SG* ES* CH* UK*
Search All Amazon* UK* DE* FR* JP* CA* CN* IT* ES* IN* BR* MX
Search Results from «Озон» Предметы интерьера
 
Статуэтка "Кошка" в древнеегипетском стиле из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Бронза, роспись. The Franklin Mint, США, конец XX века
Статуэтка "Кошка" в древнеегипетском стиле из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Бронза, роспись. The Franklin Mint, США, конец XX века
Статуэтка "Кошка" в древнеегипетском стиле из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Бронза, роспись. The Franklin Mint, США, конец XX века.
Высота 7,5 см, длина 4,5 см, ширина 2,5 см.
Сохранность хорошая.
Кошки, как известно, являлись...

Цена:
5334 руб

Декоративная тарелка "Коллекционное общество Калхун: Первый поцелуй". Фарфор, деколь, золочение. США, Calhouns, Розмари Калдер, 1981
Декоративная тарелка "Коллекционное общество Калхун: Первый поцелуй". Фарфор, деколь, золочение. США, Calhouns, Розмари Калдер, 1981
Декоративная коллекционная фарфоровая тарелка из серии "Коллекционное общество Калхун". Работа художницы Розмари Калдер. Изображает мальчика, целующего девочку в щечку.

Тарелка пронумерованная уникальным номером, а сама серия ограничена по...

Цена:
1999 руб

Статуэтка "Кошка" из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Оникс. The Franklin Mint, США, конец XX века
Статуэтка "Кошка" из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Оникс. The Franklin Mint, США, конец XX века
Статуэтка "Кошка" из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Оникс. The Franklin Mint, США, конец XX века.
Высота 7,5 см, длина 5 см, ширина 3,5 см.
Сохранность хорошая.
Фигурка кошки представляет собой воспроизведение искусной резьбы по...

Цена:
5334 руб

"Альбертина. Женщина-лиана. 1910", декоративная тарелка. Фарфор, роспись. D'Arceau-Limoges, Франция, вторая половина XX века
"Альбертина. Женщина-лиана. 1910", декоративная тарелка. Фарфор, роспись. D'Arceau-Limoges, Франция, вторая половина XX века
Декоративная тарелка "Альбертина. Женщина-лиана. 1910" из серии "Женщины века".
Фарфор, роспись.
D'Arceau-Limoges, Франция, вторая половина XX века.
Диаметр тарелки 21,5 см. Сохранность хорошая.
На обороте овальное клеймо: "Henri...

Цена:
3834 руб

Бюст "В. И. Ленин". Фарфор "бисквит". ЛЗФИ. СССР, 1967 - 1973 гг.
Бюст "В. И. Ленин". Фарфор "бисквит". ЛЗФИ. СССР, 1967 - 1973 гг.
Бюст "В.И.Ленин". Фарфор "бисквит". ЛЗФИ. СССР, 1967 - 1973 гг.
Высота 16,5 см.
На основании синее полустертое клеймо "ЛЗФИ".
Сохранность хорошая. Бисквит - неглазурованный фарфор, употребляется преимущественно в фарфоровой мелкой...

Цена:
3834 руб

Статуэтка "Кошка" в стиле какиэмон из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Фарфор, роспись. The Franklin Mint, США, конец XX века
Статуэтка "Кошка" в стиле какиэмон из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Фарфор, роспись. The Franklin Mint, США, конец XX века
Статуэтка "Кошка" в стиле какиэмон из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Фарфор, роспись. The Franklin Mint, США, конец XX века.
Высота 5 см, длина 8 см, ширина 2,5 см.
Сохранность хорошая.
Фигурка выполнена в стиле японского фарфора...

Цена:
5834 руб

Статуэтка "Кошка" из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Фарфор, роспись. The Franklin Mint, США, конец XX века
Статуэтка "Кошка" из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Фарфор, роспись. The Franklin Mint, США, конец XX века
Статуэтка "Кошка" из серии "The Curio Cabinet Cats Collection". Фарфор, роспись. The Franklin Mint, США, конец XX века.
Высота 6 см, длина 5 см, ширина 3 см.
Сохранность хорошая.
Фигурка кошки выполнена в классическом немецком стиле росписи...

Цена:
5834 руб

Тибетская курительница "Свинка". Бронза, прочеканка. Китай, вторая половина XX века
Тибетская курительница "Свинка". Бронза, прочеканка. Китай, вторая половина XX века
Тибетская курительница "Свинка".
Бронза, прочеканка.
Китай, вторая половина XX века.
Высота 6,5 см, длина 10 см, ширина 7 см.
На дне иероглифическое клеймо.
Сохранность хорошая.

Представленный вашему вниманию предмет подойдет...

Цена:
4501 руб

Норман Роквелл "Магнат", декоративная тарелка. Фарфор, деколь. Knowles, США, 1982 год
Норман Роквелл "Магнат", декоративная тарелка. Фарфор, деколь. Knowles, США, 1982 год
Норман Роквелл "Магнат" (The Tycoon), декоративная тарелка.
Фарфор, деколь.
Маркировка: надглазурное клеймо черного цвета "Knowles. Newell. Virginia. U.S.A. Name in Fine Сhina".
Датировка: США, 1982 год.
Ограниченный тираж. Уникальный...

Цена:
3167 руб

Декоративная коллекционная тарелка "Четыре древних элемента: Земля". Фарфор, деколь. США, Edwin M.Knowles China Company, Джорджия Ламберт, 1984
Декоративная коллекционная тарелка "Четыре древних элемента: Земля". Фарфор, деколь. США, Edwin M.Knowles China Company, Джорджия Ламберт, 1984
Декоративная коллекционная фарфоровая тарелка из серии "Четыре древних элемента". На тарелке изображен элемент Земля в виде девушки. Работа художницы Джорджии Ламберт.

Тарелка пронумерованная уникальным номером, а сама серия ограничена по времени...

Цена:
2099 руб

2008 Copyright © 1000show.ru Мобильная Версия v.2015 | PeterLife и компания
Пользовательское соглашение использование материалов сайта разрешено с активной ссылкой на сайт
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Яндекс.Метрика